Магистратура
2025/2026





Управление проектами и продуктом в образовании
Статус:
Курс обязательный (Педагогический дизайн: теория и практика обучения)
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
16
Программа дисциплины
Аннотация
Этот курс посвящен изучению основ управления продуктом и проектом в образовании. Он помогает студентам — начинающим специалистам — освоить ключевые понятия, роли и инструменты, необходимые для организации работы над образовательными решениями.
В ходе курса студенты познакомятся с тем, как создаются и развиваются образовательные продукты: от постановки цели и исследования потребностей аудитории до планирования, реализации и оценки результатов. Мы разберем, чем отличаются продукт и проект, какие роли и артефакты существуют в образовательной среде, и как формулировать цели, определять ключевые результаты и связывать их с процессами команды.
Курс начинается с введения в принципы продуктового и проектного управления. Студенты изучат жизненный цикл образовательного продукта, основные модели управления (ADDIE, Agile, Kanban, Scrum) , поймут, как выстраивать цели и результаты проекта, и научатся видеть взаимосвязь между образовательной, методической и бизнес-логикой продукта.
В рамках курса также дается введение и общий обзор в инструменты анализа потребностей аудитории — базовые принципы модели Jobs-to-be-Done (JTBD) и формулирование ценностного предложения продукта. Эти темы служат основой для понимания логики продуктового подхода, а углубленное изучение пользовательских исследований проводится в отдельной дисциплине. Они научатся приоритизировать идеи, определять ключевые метрики успеха и переводить замысел в структуру образовательного продукта.
Особое внимание уделено управлению процессами: созданию бэклога и пользовательских историй (user stories), планированию релизов, оценке сроков и ресурсов, управлению зависимостями и рисками. Студенты познакомятся с понятиями MVP (минимально жизнеспособного продукта) и итеративного развития образовательных решений, узнают, как работать с командами, выстраивать коммуникации и контролировать качество реализации.
В завершающей части курса рассматриваются методы измерения и анализа результатов проекта: от продуктовых метрик (вовлеченность, завершение, удовлетворенность) до показателей эффективности внедрения. Студенты научатся использовать данные для принятия решений, корректировки планов и подготовки итогового Roadmap — карты образовательного проекта, отражающей все этапы его реализации.
Курс носит практико-ориентированный характер: каждое занятие сопровождается мини-практиками, шаблонами и пошаговыми инструментами для самостоятельного применения. Студенты выполняют три взаимосвязанных домашних задания, по итогам которых создают собственную карту образовательного продукта — от определения целей и гипотез до визуализации Roadmap и оценки результатов.
Программа формирует у студентов понимание логики и инструментов управления образовательными продуктами и проектами, развивает способность системно подходить к разработке новых решений, выстраивать процессы и принимать обоснованные решения на основе данных. По итогам курса студенты будут понимать, как управлять процессом создания образовательного продукта, выстраивать цели и метрики, организовывать работу команды и планировать реализацию проекта.
Цель освоения дисциплины
- Дисциплина формирует у студентов базовые знания и навыки управления образовательными продуктами и проектами. Студенты учатся применять инструменты продуктового и проектного менеджмента для планирования, разработки и реализации образовательных решений, а также выстраивать процессы, команды и метрики для достижения поставленных целей. Курс помогает будущим специалистам соединить педагогический и продуктовый подходы, превращая идеи в системно управляемые образовательные проекты.
Планируемые результаты обучения
- Называет базовые понятия для старта проведения конкурентного анализа и приоритизации гипотез, а также базовых принципов модели JTBD
- Формулирует ценностное предложение образовательного продукта
- На начальном уровне оценивает ресурсы, риски и зависимости в продуктах
- Разрабатывает бэклог и описывает пользовательские истории для образовательных решений
- Формулирует цели и гипотезы продукта, связывая их с задачами и результатами
- Разрабатывает карту образовательного продукта/проекта (Roadmap), отражающую цели, этапы, ресурсы, риски и ключевые результаты реализации
- Определяет ключевые метрики эффективности образовательного продукта и использует их для принятия решений
- Отличает основные этапы и модели управления образовательными проектами (ADDIE, Agile, Kanban, Scrum) и применяет их для планирования и организации командной работы
- Выявляет различия между продуктом и проектом в образовании и умеет определять их цели, результаты и основные артефакты
Содержание учебной дисциплины
- Введение в управление продуктом и проектом в образовании
- Введение в анализ аудитории и формулирование ценностного предложения
- Планирование, гипотезы и управление процессом проекта
- Метрики, анализ результатов и Roadmap образовательного продукта
Элементы контроля
- Составить одностраничный продуктовый бриф
- Сформулировать гипотезы, приоритеты и бэклог продукта
- Составить карту образовательного продукта (Roadmap продукта)
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.5 * Составить карту образовательного продукта (Roadmap продукта) + 0.25 * Составить одностраничный продуктовый бриф + 0.25 * Сформулировать гипотезы, приоритеты и бэклог продукта
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Scrum : революционный метод управления проектами, Сазерленд, Д., 2025
- SCRUM без ошибок : инструменты, техники и советы для тех, кто работает по Agile, Голдштейн, И., 2020
- Бизнес с нуля : метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес - модели, Рис, Э., 2024
- Блистательный Agile. Гибкое управление проектами с помощью Agile, Scrum и Kanban, Коул, Р., Скотчер, Э., 2019
- Вдохновленные : все, что нужно знать продакт-менеджеру, Каган, М., 2021
- Метод Jobs to Be Done : проектирование клиентоориентированного продукта, Калбах, Дж., 2024
- Построение бизнес-моделей, настольная книга стратега и новатора, пер. с англ. М. Куньевой ; ред. М. Савина ; дизайн А. Смит, 6-е изд., 287 с., Остервальдер, А., Пинье, И., 2016
- Спроси маму : как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все вокруг в..., Фитцпатрик, Р., 2024
- Стартап : настольная книга основателя, Бланк, С., 2017
- Управление проектами : Учебник и практикум для академич. бакалавриата, Балашов А.И., Рогова Е.М., 2016
Рекомендуемая дополнительная литература
- От нуля к единице : как создать стартап, который изменит будущее: пер. с англ., Тиль, П., 2017