• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Теории в проектировании обучения

Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса студенты ознакомятся с ключевыми теориями, такими как бихевиоризм, конструктивизм, когнитивизм, коннективизм и др., а также их применением в различных контекстах обучения. Курс включает в себя анализ современных исследований и примеров из реальной практики. Студенты будут развивать критическое мышление, анализируя сильные и слабые стороны каждой теории и рассматривая их в свете современных вызовов в образовании. В процессе обучения участники смогут применять полученные знания в создании и адаптации образовательных продуктов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с главными идеями и понятиями основных теорий обучения в контексте выбора теоретических оснований при проектировании образовательных продуктов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулировать основные идеи и понятия теорий обучения (бихевиоризма, конструктивизма, теории социального научения, теории обработки информации, теории когнитивной нагрузки, коннективизма и др.)
  • Описывать учебные ситуации и образовательный опыт с использованием понятий, относящимися к различным теориям обучения, в том числе при осмыслении собственной или чужой образовательной траектории
  • Обосновывать решения при проектировании образовательных продуктов, руководствуясь различными теориями обучения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теории обучения и педагогический дизайн
  • Бихевиоризм: обучение как изменение поведения
  • Когнитивизм: психология обучения
  • Теория когнитивной нагрузки
  • Мультимедийное обучение
  • Конструктивизм: обучение как построение знания
  • Исследовательское, проблемное и проектное обучение
  • Теории социального научения
  • Коллаборативное обучение
  • Коннективизм как теория обучения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Выполнение домашних заданий
  • неблокирующий Защита проекта теоретического обоснования продукта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.25 * Активность на занятиях + 0.25 * Выполнение домашних заданий + 0.5 * Защита проекта теоретического обоснования продукта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Clark, R. C., & Mayer, R. E. (2016). E-Learning and the Science of Instruction : Proven Guidelines for Consumers and Designers of Multimedia Learning (Vol. Fourth edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1179473
  • Dale H. Schunk. (2013). Learning Theories: Pearson New International Edition : An Educational Perspective. Pearson.
  • Goldstein, E. B., & Hooff, J. van. (2018). Cognitive Psychology: Vol. 1st EMEA edition. Cengage Learning.
  • Johnson, D., Johnson, R., & Smith, K. (2007). The State of Cooperative Learning in Postsecondary and Professional Settings. Educational Psychology Review, 19(1), 15–29. https://doi.org/10.1007/s10648-006-9038-8
  • Возрастная и педагогическая психология : учебник для академического бакалавриата, , 2018
  • Выготский, Л. С.  Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 432 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07471-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538626 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Дьюи, Д.  Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи ; переводчик Н. М. Никольская. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 166 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-14265-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/567889 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Наумкин, Н. И. Избранные лекции по теории обучения основам инновационной инженерной деятельности : учебное пособие / Н. И. Наумкин, Н. Н. Шекшаева. — Саранск : МГУ им. Н.П. Огарева, 2019 — Часть 1 : Теория обучения — 2019. — 96 с. — ISBN 978-5-7103-3755-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154356 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Павлов, И. П.  Лекции о работе больших полушарий головного мозга / И. П. Павлов ; под общей редакцией К. М. Быкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 362 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07124-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564349 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Instructional design, Smith, P. L., 2005

Авторы

  • Пащенко Тарас Валерьевич