• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Введение в профессию

Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина посвящена ключевым аспектам профессии психолога. В рамках дисциплины студенты знакомятся с основными отраслями психологии, видами и формами работы профессиональной деятельности психолога. Также в рамках дисциплины происходит первое знакомство студентов с исследовательской практикой в психологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование научного мировоззрения и профессиональной идентичности психолога
  • Развитие понимания междисциплинарности и комплексности подхода в психологии
  • Подготовка к профессиональной деятельности и вхождение в профессиональное психологическое сообщество
  • Осознание профессиональной ответственности и этических вызовов в психологии
  • Развитие ключевых универсальных и профессиональных компетенций психолога
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент различает психологические знания от псевдонаучных представлений
  • У студентов сформировано базовое представление о психологии как научной дисциплине
  • У студентов сформировано представление о человеке как биосоциальном существе
  • У студентов сформировано понимание, как биологические и социальные факторы взаимодействуют в формировании личности
  • У студентов сформировано понимание двух основных путей получения психологического знания
  • У студентов сформирован навык применения простых элементов обоих подходов в анализе повседневных и профессиональных ситуаций
  • У студентов сформированы представления о роли и особенностях нормативного регулирования профессиональной деятельности психолога.
  • У студентов сформировано представление об особенностях учебного плана ОП «Психология» НИУ ВШЭ.
  • У студентов сформировано представление о структуре и значении профессиональных психологических сообществ
  • У студентов сформировано понимание возможностей для профессионального роста в психологических сообществах
  • У студентов сформировано представление об основных профессиональных вызовах связанных с развитием информационных технологий и искусственного интеллекта.
  • У студентов сформирована ответственная профессиональная позиция в отношении разработки и использования современных цифровых продуктов.
  • У студентов сформированы представления о профессиональной ответственности психолога (включая профессиональную ответственность студента-психолога)
  • У студентов сформировано представление о возможностях и трудностях карьерного развития специалиста с психологическим образованием.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое психология (предмет психологии и место психологии в системе наук)
  • Психология как биосоциальная наука об индивидуальности
  • Пути приобретения психологического знания (номотетический и идографический подходы)
  • Образовательные стандарты подготовки психологов
  • Психолог на рынке труда
  • Профессиональные психологические сообщества
  • Актуальные вызовы психологии в эпоху цифровых технологий и искусственного интеллекта
  • Личная ответственность психолога как представителя профессионального сообщества
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение лекций
    На каждом занятии проводится учет посещаемости. Результирующая оценка по элементу контроля расчитывается как доля посещенных занятий от общего количества лекций * 10. Округление до десятых по правилам арифметического округления
  • неблокирующий Активность на семинарах
    На семинарских занятиях в формате группового обсуждения оценивается индивидуально по шкале 0-1. На смеминарских занятиях в формате групповой работы и групповых презентаций оценивается одинаково для всех участников малой рабочей группы по шкале 0-1-2 по результатам доклада. Результирующая оценка по элементу контроля расчитывается как доля накопленных баллов от максимально возможного количества накопленных баллов * 10. Округление до десятых по правилам арифметического округления
  • неблокирующий Активность на практических занятиях
    На каждом сдвоенном занятии оценивается индивидуально по шкале 0-1. Результирующая оценка по элементу контроля рассчитывается как доля накопленных баллов от максимально возможного количества накопленных баллов * 10. Округление до десятых по правилам арифметического округления
  • неблокирующий Рефлексивные эссе
    Каждое эссе оценивается в формате зачет/незачет (0/1 балл). Результирующая оценка по элементу контроля расчитывается как доля накопленных баллов от максимально возможного количества накопленных баллов * 10. Округление до десятых по правилам арифметического округления
  • неблокирующий Аналитическое задание
    Каждое аналитическое задание оценивается в формате зачет/незачет (0/1 балл). Результирующая оценка по элементу контроля расчитывается как доля накопленных баллов от максимально возможного количества накопленных баллов * 10. Округление до десятых по правилам арифметического округления
  • неблокирующий Участие в профессиональном психологическом мероприятии
    Оценивается в формате зачет/незачет (0/10 баллов). Участие в мероприятии должно быть подтверждено документально (сертификат участника).
  • неблокирующий Участие в социальном помогающем проекте
    Оценивается в формате зачет/незачет (0/10 баллов). Участие в проекте должно быть подтверждено документально (сертификат/справка/письмо от организации или руководителя проекта) и сопровождаться отчетом студента об участии по предложенному шаблону.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.1 * Активность на практических занятиях + 0.14 * Активность на семинарах + 0.25 * Аналитическое задание + 0.06 * Посещение лекций + 0.25 * Рефлексивные эссе + 0.1 * Участие в профессиональном психологическом мероприятии + 0.1 * Участие в социальном помогающем проекте
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Иванников, В. А.  Введение в психологию : учебник для вузов / В. А. Иванников. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 234 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00116-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561070 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Немов, Р. С.  Общая психология. Введение в психологию : учебник и практикум для вузов / Р. С. Немов. — 6-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 727 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17909-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559754 (дата обращения: 04.07.2025).

Авторы

  • Березнер Тимофей Александрович
  • Чумакова Мария Алексеевна
  • Яголковский Сергей Ростиславович
  • Штроо Владимир Артурович
  • Будинайте Гражина Леонардовна
  • Мельникова Мария Сергеевна
  • Вечерин Александр Викторович
  • Котова Марина Викторовна