• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Анатомия и физиология центральной нервной системы

Статус: Курс обязательный (Вычислительные социальные науки)
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 120

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для студентов 1 курса бакалавриата по специальности «Психология». Целью дисциплины является формирование знаний об основных принципах строения и функционирования мозга на системном, органном, тканевом и клеточном уровнях. В ходе изучения программы студенты изучают организацию нервной системы, подходы к изучению ее структуры и функций, основы морфологии и физиологии нервной ткани, клеток, электрофизиологию нейронов и нейромедиаторные системы мозга; знакомятся с базовыми сведениями о воздействии на мозг фармакологических и токсических веществ, получают информацию о физиологической роли основных отделов мозга с акцентом на структуры больших полушарий, а также изучают организацию основных систем мозга – сенсорных (включая основные органы чувств), двигательной, лимбической (включая обучение, память и формирование поведения). Изучение дисциплины базируется на школьных знаниях об анатомии и физиологии человека и биологии клетки и является фундаментом для дальнейшего изучения в курсе психологии таких дисциплин, как психофизиология, общая психология, клиническая психология и других.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение знаний по анатомии и физиологии нервной системы человека и позвоночных животных, а также основ для практического применения этих знаний
  • Умение применять знания по анатомии и физиологии нервной системы для понимания закономерностей высшей нервной деятельности человека, а также генеза психоневрологических заболеваний
  • Формирование научного мировоззрения по вопросам о роли нервной системы для осуществления психических функций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает определения основным терминам и понятиям, описывающим работу двигательной системы
  • Дает определения основным терминам и понятиям, описывающим работу и устройство сенсорных систем
  • Дает определения основных анатомических терминов и понятий
  • Дает определения основных терминов и понятий, описывающих лимбическую систему
  • Дает определения основных терминов и понятий, описывающих синаптическую передачу
  • Дает определения основных терминов и понятий, описывающих структуры и функции больших полушарий
  • Дает определения основных терминов и понятий, описывающих электрофизиологию нейрона
  • Знает основные виды и механизмы действия нейромедиаторов
  • Знает основные классификации клеток нервной ткани и их свойства
  • Знает основные классы психотропных препаратов и механизмы их действия
  • Свободно пользуется анатомической терминологией
  • Узнает на изображениях отделы головного мозга
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в анатомию и физиологию нервной системы
  • Введение в цитологию. Строение и функции клеточных мембран
  • Нервная ткань. Гематоэнцефалический барьер
  • Эволюция нервной системы. Пре- и постнатальное развитие нервной системы человека
  • Обзор анатомии нервной системы
  • Спинной мозг и вегетативная нервная система
  • Анатомия и физиология ствола головного мозга
  • Анатомия и физиология промежуточного мозга
  • Функциональная анатомия коры больших полушарий.
  • Лимбическая система
  • Потенциал покоя и потенциал действия
  • Физиология синапсов
  • Внутриклеточные сигнальные пути.
  • Нейромедиаторы, их агонисты и антагонисты
  • Общая физиология сенсорных систем.
  • Зрительная система
  • Слуховая и вестибулярная системы
  • Обонятельная и вкусовая система
  • Соматосенсорная система
  • Двигательная система
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость за 1-й семестр
  • неблокирующий Самостоятельная работа во 2-м семестре
  • неблокирующий Активность за 1-й семестр
  • неблокирующий Письменный экзамен по анатомии ЦНС
  • неблокирующий Активность за 2-й семестр
  • неблокирующий Посещаемость за 2-й семестр
  • неблокирующий Контрольная работа за 3-й модуль
  • неблокирующий Контрольная работа за 4-й модуль
  • неблокирующий Самостоятельная работа в 1-м семестре
  • неблокирующий Контрольная работа за 1-й модуль
  • блокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа за 2-й модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.07 * Активность за 1-й семестр + 0.125 * Контрольная работа за 1-й модуль + 0.125 * Контрольная работа за 2-й модуль + 0.4 * Письменный экзамен по анатомии ЦНС + 0.03 * Посещаемость за 1-й семестр + 0.25 * Самостоятельная работа в 1-м семестре
  • 2025/2026 4th module
    0.07 * Активность за 2-й семестр + 0.125 * Контрольная работа за 3-й модуль + 0.125 * Контрольная работа за 4-й модуль + 0.03 * Посещаемость за 2-й семестр + 0.25 * Самостоятельная работа во 2-м семестре + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анатомия нервной системы : учеб. пособие для вузов, Козлов, В. И., 2004
  • Регуляторные системы организма человека : учеб. пособие для вузов, Дубынин, В. А., 2003
  • Физиология и анатомия, Семенов, Э. В., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 9780080561028 - Squire, Larry R. - Fundamental Neuroscience, 3th Edition - 2008 - Elsevier - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=320742 - nlebk - 320742
  • Mark Bear, Barry Connors, & Michael A. Paradiso. (2020). Neuroscience: Exploring the Brain, Enhanced Edition: Vol. Enhanced fourth edition. Jones & Bartlett Learning.

Авторы

  • Тимофеева Мария Олеговна
  • Назарова Мария Александровна
  • Павлова Анна Александровна