• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Психология

Язык: русский
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой введение в современную психологию для студента. Рассматривается место психологии в современной жизни, методы, используемые психологами для исследования и практики. Дается обзор трех основных "столпов" современной психологии: когнитивной науки, социальной психологии и дифференциальной психологии (личности) . Обсуждаются примеры современных исследований. Курс выполнен в blended-формате: у студентов есть возможность познакомиться с видением психологии целого ряда ведущих преподавателей профильного департамента. Наряду с оффлайн и онлайн лекциями курс предполагает проведение семинарских и практических занятий. Успешное прохождение дисциплины основано на успешной работе на семинарах, выполнении домашних заданий и контрольной работы, сдаче тестового экзамена. Настоящая дисциплина относится к циклу Общепрофессиональных дисциплин, к его базовой части. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении психологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Формирование у студентов представлений о предмете и методах исследования в психологии;
  • • Формирование у студентов представлений о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности;
  • • Формирование у студентов представлений о специфике социальной реальности, процессов ее познания и осмысления, а также особенностей межличностного взаимодействия;
  • • Формирование у студентов представлений о процессах принятия решений и вынесения суждений;
  • • Ознакомление студентов с индивидуальными различиями в психической деятельности и закономерностях ее развития;
  • • Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет специфику и особенности поведения человека и процесса принятия решений при включении в те или иные большие и малые группы
  • использует знания о психологических особенностях мышления и речи при принятии решений и анализе принятых решений
  • объясняет различия между темпераментом, характером и интеллектуальными свойствами и особенностями их формирования и развития
  • Сопоставляет роль социальных и когнитивных факторов в развитии человека и преодолении возрастных кризисов развития
  • Характеризует основные потребности, мотивы, способы целеполагания и их роль в достижении профессионального и личного успеха и благополучия
  • Знает виды, свойства и основные модели внимания.
  • Знает основные виды эмоциональных переживаний.
  • Знает основные закономерности мнемических процессов.
  • Знает основные теории мотивации.
  • Знает основные формы репрезентации социального знания.
  • Знает основные характеристики и классификации ощущений.
  • Знает предмет психологии.
  • Знает свойства восприятия и особенности восприятия пространства и времени.
  • Знает эвристические особенности процессов принятия решений.
  • Знаком с исследованиями процессов целеполагания и волевой саморегуляции.
  • Знаком с основными теориями агрессивного и помогающего поведения.
  • Знаком с основными теориями когнитивного, личностного и социального развития.
  • Знаком с практическими приложениями теорий принятия решений в разных областях человеческой деятельности.
  • Имеет представление о видах мышления.
  • Имеет представление о видах памяти.
  • Имеет представление о влиянии группы на поведение человека и принятие решений.
  • Имеет представление о влиянии эмоций, ценностей и мотивационных процессов на процесс социального познания.
  • Имеет представление о гипотезе лингвистической относительности Сепира-Уорфа.
  • Имеет представление о методах научного психологического исследования.
  • Имеет представление о порогах чувствительности.
  • Имеет представление о процессах социализации.
  • Имеет представление о психоаналитическом, поведенческом, гуманистическом, факторном и социально-когнитивном подходах к пониманию личности.
  • Имеет представление о роли эмоций в процессах совладания.
  • Имеет представление о социальной идентичности.
  • Имеет представление о социальной реальности.
  • Имеет представление о темпераменте, характере, способностях и Я-концепции.
  • Имеет представление о теории двух систем в психологи.
  • Имеет представление об основных теориях эмоций.
  • Имеет представления об ограничениях человеческой рациональности при принятии решений.
  • Осведомлен о влиянии культур разного типа на формирование психологических особенностей их представителей.
  • Понимает взаимосвязь процессов мышления и речи.
  • Понимает взаимосвязь эмоциональных и когнитивных процессов.
  • Способен различать житейские и научные представления о психических процессах и явлениях.
  • Описывает основные методы и принципы научного психологического исследования, объясняет различия между житейским и научным психологическим знанием
  • Характеризует особенности процессов ощущения и восприятия, описывает различия между ними
  • характеризует разные виды памяти в психической деятельности.
  • характеризует разные виды памяти в психической деятельности
  • Описывает основные виды, функции и теории эмоциональных процессов, владеет способами их саморегуляции
  • Разъясняет и использует при анализе поведения человека основные положения психоаналитических, бихевиоральных, гуманистических и факторных теорий личности
  • способен дать оценку качеству предоставляемых психологических услуг и консультаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Психология как наука.
  • Тема 2. Ощущение, восприятие и внимание.
  • Тема 3. Память, мышление и речь.
  • Тема 4. Эмоциональные процессы.
  • Тема 5. Социальное познание.
  • Тема 6. Мотивация и саморегуляция.
  • Тема 7. Процессы принятия решений.
  • Тема 8. Развитие человека.
  • Тема 9. Личность и индивидуально-типологические различия.
  • Тема10. Человек в группе и обществе.
  • 01. Психология как наука.
  • 02. Ощущение, восприятие и внимание
  • 03. Память, мышление и речь
  • 04. Эмоциональные процессы
  • 05. Потребности и мотивы
  • 06. Личность: подходы к изучению
  • 07. Индивидуальные различия
  • 08. Развитие человека
  • 09. Человек в социальной группе и обществе
  • 10. Практические приложения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговое тестирование
    Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе семинарских занятий, а также по материалам онлайн-курса, в течение всего периода обучения. Рекомендуется составлять большую часть вопросов по темам 6-10, которые изучались после контрольной работы. Количество и тип вопросов в контрольной работе преподаватели определяют самостоятельно, при этом количество вопросов в тесте не может быть меньше 30. Тестирование организуется в системе смартЛМС и проводится оффлайн в компьютерных классах. Учащиеся проходят тест с компьютеров в аудитории, использование личных устройств (ноутбуков, планшетов, смартфонов и т.д.) для прохождения теста не допускается. По решению преподавателей тестирование может проводиться очно с использованием печатных бланков. Решение о формате проведения итогового теста (в смартЛМС или с использованием печатных бланков), а также количестве и типах вопросов в итоговом тесте преподаватели сообщают студентам на последнем семинарском занятии.
  • неблокирующий Аудиторная активность
    Оценка за активность за обсуждение тем и вопросов семинара, а также выполнение дополнительных заданий или представление их результатов непосредственно на семинарских занятиях
  • неблокирующий Домашнее задание
    Содержание домашнего задания определяется ведущими семинарских занятий и зависит от специфики ОП, на которой реализуется дисциплина. Вариантами домашнего задания могут быть: • анализ научной статьи по теме курса из числа рекомендованных или одобренных преподавателями; • защита плана исследования, основанного на анализе существующей литературы и постановке проблемы, в котором должно быть продемонстрировано общее представление о современных исследованиях в выбранной области и знание основ научного метода и специфики эмпирических исследований в социальных науках на материале содержания курса; • защита проекта, связанного с практической реализацией знаний, полученных на курсе, и связанного с содержанием ОП, на которой читается дисциплина; • написание эссе с анализом психологических феноменов и явлений, которые разбираются в курсе, на основании фрагментов художественных произведений (литературного произведения, фильма, биографии и т.д.), рекомендованных и/или утвержденных преподавателями курса. Могут быть предложены и иные варианты домашнего задания, не указанные в данном перечне. Информация о содержании домашнего задания и критериев оценки сообщаются студентам на первом семинарском занятии или позднее, но не позже, чем за 1 месяц до предполагаемого дедлайна сдачи домашнего задания. При выполнении домашнего задания допускается использование методов и алгоритмов искусственного интеллекта и нейросетевых сервисов (ИИ). Однако их использование должно быть явным образом указано в работе (какой конкретно сервис, как и для чего был использован), а в тексте работы должно быть однозначно ясно, какая его часть является результатом работы алгоритмов ИИ, а какая – авторским. Некорректное и/или недобросовестное использование алгоритмов ИИ при написании работы может привести к снижению баллов за работу вплоть до 1 балла в качестве итоговой оценки.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Тест состоит из вопросов по материалам первых 5 тем программы. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе семинарских занятий, а также по материалам онлайн-курса. Количество и тип вопросов в контрольной работе преподаватели определяют самостоятельно, при этом количество вопросов в тесте не может быть меньше 20. Тестирование организуется в системе смартЛМС и проводится оффлайн в компьютерных классах. Учащиеся проходят тест с компьютеров в аудитории, использование личных устройств (ноутбуков, планшетов, смартфонов и т.д.) для прохождения теста не допускается. При невозможности организации тестирования в системе смартЛМС возможна его замена на письменное тестирование на заранее распечатанных бланках с несколькими вариантами теста для разных студентов. Проведение контрольной работы онлайн допускается исключительно в случаях, если курс реализуется для образовательных программ не московского кампуса, или вся образовательная программа реализуется в онлайн-формате, или студент переведен на онлайн обучение по решению руководства образовательной программы. Во всех остальных случаях проведение контрольной работы в дистанционном (онлайн) формате не допускается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.25 * Аудиторная активность + 0.25 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговое тестирование + 0.2 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000
  • Нуркова В.В., Березанская Н.Б. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 524с. - ISBN: 978-5-534-06919-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-420452
  • Нуркова, В. В.  Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 524 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02583-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468313 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2007
  • Психология социального познания : учеб. пособие для вузов, Андреева, Г. М., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 18713 - Alpina - Позитивная иррациональность: Как извлекать выгоду из своих нелогичных поступков - Д. Ариели - Альпина Паблишер - 9785961423181 - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18713
  • 19324 - Alpina - Предсказуемая иррациональность: Скрытые силы, определяющие наши решения - Д. Ариели - Альпина Паблишер - 9785961426809 - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19324
  • 40 исследований, которые потрясли психологию : секреты выдающихся экспериментов, Хок, Р. Р., 2003
  • Daniel, K. (2016). Heuristics and Biases. Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9781316422250.038
  • АНДРЕЕВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА. (2013). Социальное Познание И Социальные Проблемы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EEA8C0BE
  • Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология : учебник / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. — Москва : Высшая школа экономики, 2012. — 526 с. — ISBN 978-5-7598-0731-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/65984 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Введение в социальную психологию. Европейский подход : учебник для вузов, Хьюстон, М., 2004
  • Величковский, Б. Б. Рабочая память человека. Структура и механизмы / Б. Б. Величковский. — Москва : Когито-центр, 2015. — 247 с. — ISBN 978-5-89353-467-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109362 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Величковский, Б. М.  Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Б. М. Величковский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 405 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06615-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437416 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Величковский, Б. М.  Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Б. М. Величковский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06807-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437723 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Возрастная психология : учеб. пособие для вузов, Обухова, Л. Ф., 2001
  • Восковская, Л. В.  Психология ощущений и восприятия : учебное пособие для вузов / Л. В. Восковская. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 511 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15156-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/487630 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Горизонты когнитивной психологии : хрестоматия, , 2012
  • Гулевич О.А., Сариева И.Р. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 424с. - ISBN: 978-5-534-05490-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-409602
  • Гулевич, О. А.  Социальная психология : учебник и практикум для вузов / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 424 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05490-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469052 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер, С. К., 2002
  • Дружинин, В. Н.  Экспериментальная психология : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09236-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427494 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Думай медленно ... решай быстро, Канеман, Д., 2016
  • Изард, К.Э. Психология эмоций : учебник / К.Э. Изард. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 464 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-314-00067-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055372 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055372
  • Как рождаются эмоции : революция в понимании мозга и управлении эмоциями, Барретт, Л. Ф., 2018
  • Канеман Д., & Тверски А. (2015). Теория Перспектив: Анализ Принятия Решений В Условиях Риска. Журнал Экономика и Математические Методы (ЭММ), (1), 3. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.cememm.v51y2015i1p3.25
  • Когнитивная наука. Т.1: ., Величковский, Б. М., 2006
  • Когнитивная наука. Т.2: ., Величковский, Б. М., 2006
  • Когнитивная психология, Андерсон, Дж. Р. М., 2002
  • Когнитивная психология, Солсо, Р. Л., 2002
  • Когнитивная психология: история и современность : хрестоматия, , 2011
  • Культура и социальное поведение, Триандис, Г. К., 2010
  • Личностный потенциал : структура и диагностика, Аверина, А. Ж., 2011
  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
  • Мотивация и мотивы, Ильин, Е. П., 2011
  • Нартова-Бочавер, С. К.  Психология личности и межличностных отношений : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / С. К. Нартова-Бочавер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 262 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06161-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438128 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Нартова-Бочавер, С. К.  Психология личности и межличностных отношений : учебное пособие для вузов / С. К. Нартова-Бочавер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 262 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06161-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472179 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Организационная психология : учебник и практикум для вузов / Е. И. Рогов [и др.] ; под общей редакцией Е. И. Рогова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 509 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07328-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468669 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Основы психологии, Глейтман, Г., 2001
  • Поведенческая экономика : почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом, Ариели, Д., 2013
  • Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, Канеман, Д., 2005
  • Психология и жизнь, Герриг, Р., 2004
  • Психология личности : теория и исследования, Первин, Л. А., 2001
  • Психология личности, Капрара, Дж., 2003
  • Психология развития и возрастная психология - 978-5-7598-0731-5 - Болотова А. К., Молчанова О. Н. - 2012 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/29642 - 29642 - iBOOKS
  • Психология развития, Крайг, Г., 2002
  • Психология развития, Крайг, Г., 2011
  • Психология эмоций : (классические и современные теории и исследования), Кравченко, Ю. Е., 2012
  • Психология эмоций, Изард, К. Э., 2009
  • Психология эмоций, Изард, К. Э., 2011
  • Психология эмоций, Экман, П., 2014
  • Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования : учебное пособие / Ю.Е. Кравченко. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 544 с.  — (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047291
  • Социальная психология, , 2007
  • Социальная психология, Майерс, Д., 2019
  • Социальная психология, Тейлор, Ш., 2004
  • Социальная психология. Интенсивный курс, Майерс, Д., 2004
  • Социальное влияние, Зимбардо, Ф., 2011
  • Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания, Бергер, П., 1995
  • Теории личности : основные положения, исслед. и применение : учеб. пособие для вузов: пер. с англ., Хьелл, Л., 2009
  • Теории личности : основные положения, исследования и применение, Хьелл, Л., 2002
  • Холодная, М. А.  Когнитивная психология. Когнитивные стили : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. А. Холодная. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 309 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06304-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441934 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Хухлаева, О. В.  Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник и практикум для вузов / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 423 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02596-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468721 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности : учебник / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 607 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01171-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055393 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055393
  • Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штрёбе ; Пер. с англ. под ред. проф. Т.Ю. Базарова ; [пер. с англ. Г.Ю. Любимова]. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 622 с: ил., - ISBN 978-5-238-00713-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028704
  • Что такое психология. Т.1: ., Годфруа, Ж., 1999
  • Что такое психология. Т.2: ., Годфруа, Ж., 1999
  • Экспериментальная психология : учеб. пособие для вузов, Дружинин, В. Н., 2001

Авторы

  • Козлов Дмитрий Дмитриевич