• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2025/2026

Филология в системе гуманитарного знания

Статус: Курс по выбору
Когда читается: 1-й курс, 2 семестр
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 16

Программа дисциплины

Аннотация

Программа дисциплины охватывает основные историко-культурные и филологические понятия, научную терминологию основных методов современного гуманитарного знания и развитие теории сравнительного метода в России и Европе в контексте эволюции гуманитарных наук в XX в. Дисциплина направлена на формирование навыков филологического анализа источников по истории русской литературы в сравнительной перспективе и в рамках других филологических методологий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Филология в системе гуманитарного знания» является знакомство аспирантов с ключевыми отечественными и западными филологическими теориями XX в. в междисциплинарной перспективе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет методами, использовавшихся при сравнительно-исторических исследования европейских литератур;
  • Владеет навыками исследовательской работы, использование возможностей методологии современных гуманитарных наук;
  • Владеет навыками филологического анализа источников по истории русской литературы в сравнительной перспективе и в рамках других филологических методологий;
  • Знает научную терминологию основных методов современного гуманитарного знания (в частности, компаративистики);
  • Знает основные историко-культурные и филологические понятия;
  • Знает развитие теории сравнительного метода в России и Европе в контексте эволюции гуманитарных наук в XX в.;
  • Знает развитие теории сравнительного метода в России и Европе в контексте эволюции гуманитарных наук в XX в.;
  • Умеет анализировать тексты, применяя методы междисциплинарного анализа;
  • Умеет интерпретировать и классифицировать материал по истории русской литературы и культуры в междисциплинарной перспективе;
  • Умеет интерпретировать основные понятия филологической науки в междисциплинарном контексте;
  • Умеет интерпретировать основные понятия филологической науки в междисциплинарном контексте;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История понятий и история политических языков
  • Тема 2. Компаративные методы в исторической науке
  • Тема 3. Французский постструктурализм
  • Тема 4. Социология литературы
  • Тема 5. Интертекстуальность. Проблема литературного канона
  • Тема 6. Историческая память. Trauma studies
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа (эссе)
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа: участие в дискуссии, обсуждение текстов, ответы на вопросы, выполнение домашних заданий
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd semester
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Письменная работа (эссе) + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mikhail Velizhev. (2017). A Published Answer to Petr Chaadaev’S First “Philosophical Letter”: A Comment on Russian Political Language of the 1830s. HSE Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.hig.wpaper.19.ls.2017
  • VELIZHEV, M. (2008). Inventing Russian History: ‘Reflections on Russia’ – an unearthed essay by Yakov Ivanovič Bulgakov (1743-1809). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.640C3ACC

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gronas, M. (2009). Just What Word Did Mandel’shtam Forget? A Mnemopoetic Solution to the Problem of Saussure’s Anagrams. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.197585A6
  • Gronas, M., & Rumshisky, A. (2013). Mapping the History of Knowledge: Text-Based Tools and Algorithms for Tracking the Development of Concepts. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.703E9AC0

Авторы

  • Преображенская Анастасия Александровна