• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Позитивная психология

Статус: Курс обязательный (Позитивная психология)
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса — ознакомить слушателей с позитивной психологией как бурно развивающимся в последние два десятилетия направлением психологических исследований. Суть его — в переориентации основного направления психологических исследований с одной только коррекции проблем и нарушений также на нахождение способов и путей хорошей, благополучной, счастливой жизни, выработки устойчивости к невзгодам и предотвращение неблагоприятных траекторий развития. Задачи курса: а) дать сведения о позитивной психологии и ее месте в структуре современного психологического знания, ее идейной платформе, концептуальных основах, центральных понятиях, вариантах развития; б) ознакомить с эмпирическими методами позитивной психологии; в) дать обзор фундаментальных и прикладных подходов и исследований, посвященным разным тематическим направлениям в русле ПП: счастью и субъективному благополучию, личностному здоровью, оптимизму, смыслу, самодетерминации, жизнестойкости и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать основные представления о позитивной психологии как области изучения закономерностей психологического благополучия и достойной жизни.
  • Ознакомить с историей развития представлений о факторах жизненного благополучия в философии и психологии, с основными понятиями, теориями и эмпирически установленными закономерностями.
  • Дать представление о методиках диагностики и мониторинга жизненного благополучия и позитивных интервенций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет черты личности, значимые для субъективного благополучия, объясняет подход к выделению сил характера и добродетелей и называет основные их категории, умеет использовать методы их выявления и использования в практических интервенциях, называет черты, значимые для психологического благополучия и позитивного здоровья, различает диспозиционный и атрибутивный подходы к объяснению оптимизма.
  • Определяет специфику позитивной психологии, ее проблемные области и возможности, отличает позитивную психологию как научную область от прикладных и коммерческих проектов, оценивает критические аргументы в адрес позитивной психологии, формулирует основные эффекты позитивных эмоций и качеств
  • Различает гедонистические и эвдемонистические подходы к счастью, объясняет феномен потока и формулирует условия его возникновения, соотносит смысл и счастье как этические принципы и психологические категории, применяет методы исследования потока и смысла, определяет конструкты духовности и мудрости
  • Различает и определяет ключевые конструкты, относящиеся к позитивным эмоциям и субъективному благополучию, умеет их измерять и интерпретировать результаты измерений, аргументированно различает факторы, влияющие и не влияющие на субъективное благополучие.
  • Умеет применять практические приемы повышения субъективного благополучия и положительных эмоций у себя и у других, описывает возможности применения позитивного подхода в образовании и организационной практике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее представление о позитивной психологии
  • Счастье, удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие.
  • Благополучие и характеристики личности. Cилы характера и добродетели. Позитивное психологическое здоровье.
  • Эвдемония, переживание потока, смысл.
  • Прикладная позитивная психология. Позитивные интервенции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Срок выполнения работы составляет не менее трех недель. Задание дается лектором или семинарским преподавателем на одном из занятий первого модуля.
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой тестирование, проходящее на заключительном семинарском занятии курса. Тест состоит из серии закрытых и открытых вопросов, охватывающих все разделы учебного курса. Условием успешного написания теста является посещение всех лекционных и семинарских занятий, а также проработка всей обязательной методической литературы, предусмотренной программой учебной дисциплины. За корректные ответы на вопросы, пропорционально уровню их сложности, студент получает от 0,3 до 1 балла; за неправильный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов. Максимально возможное количество баллов за тест составляет 10 баллов. В случае, если работа выполняется не самостоятельно, и это зафиксировано преподавателем либо учебным ассистентом, студенту ставится оценка «0» (неудовлетворительно), без возможности пересдачи теста. Время ответа на экзаменационные вопросы - 10 минут. Неявка на экзамен может быть признана уважительной (с предоставлением студенту возможности написать тест с другой день, согласованный с преподавателями дисциплины и учебным ассистентом, а также, при необходимости, академическим руководителем программы и учебным офисом) лишь при наличии медицинской справки.
  • неблокирующий Активность
    Преподаватель оценивает работу студентов на каждой из 5 сдвоенных учебных пар семинарских занятий по 3-балльной шкале, где 0 - отсутствие на занятии либо опоздание более чем на половину занятия (безотносительно причины отсутствия), 1 - присутствие без активного участия или неактивное участие (эпизодические односложные реплики по теме занятия), 2 - проявления выраженной активности на занятии (активное участие в дискуссиях, регулярные ответы на вопросы преподавателя, демонстрация знаний, полученных в ходе самостоятельной работы с учебной литературой, и т.д.). При выставлении итогового балла за активность на семинарах все полученные промежуточные оценки за занятия суммируются. Максимальная оценка - 10 баллов. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость и озвучивает студентам. В случае, если студент не согласен с выставленной промежуточной оценкой за активность за том или ином семинаре, он вправе попросить об изменении оценки с обоснованием правомерности иной оценки в течение недели после фиксации оценки в ведомости. По решению семинарского преподавателя, оценка может быть оставлена или изменена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Активность + 0.1 * Домашние задания + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ключи к благополучию : что может позитивная психология, Бонивелл, И., 2009
  • Личностный потенциал : структура и диагностика, Аверина, А. Ж., 2011
  • О счастье и совершенстве человека, Татаркевич, В., 1981
  • Поток : психология оптимального переживания, Чиксентмихайи, М., 2015
  • Поток : психология оптимального переживания, Чиксентмихайи, М., 2016
  • Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности: учеб.пособие для вузов, Леонтьев, Д. А., 2007
  • Психология счастья : новый подход, Любомирски, С., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология мотивации достижения : учеб. пособие для вузов, Гордеева, Т. О., 2006
  • Психология мотивации достижения : учеб. пособие для вузов, Гордеева, Т. О., 2015
  • Психология счастья, Аргайл, М., 2003

Авторы

  • Леонтьев Дмитрий Алексеевич
  • Костенко Василий Юрьевич
  • Фам Анна Хунговна