• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Актуальные проблемы применения мер уголовно-процессуального принуждения

Статус: Курс обязательный (Юрист в правосудии)
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Уголовно-процессуальное принуждение является неотъемлемым элементом расследования и рассмотрения по существу уголовных дел. В настоящее время практически в каждом уголовном деле применяется та или иная мера уголовно-процессуального принуждения или их совокупность. При этом правовое регулирование мер уголовно-процессуального принуждения и судебно-следственная практика их применения не перестают вызывать нарекания, и иногда это становится предметом повышенного внимания общественности. Где проходит грань между административным и уголовно-процессуальным задержанием? Допустимо ли последнее до возбуждения уголовного дела? Насколько развитой и гибкой является система мер пресечения в отечественном уголовном судопроизводстве? Оправдались ли ожидания от реформы 2018 г., когда была введена новая мера пресечения - запрет определенных действий? Являются ли залог и домашний арест эффективной альтернативой заключению под стражу? Почему судебная практика по заключению под стражу иногда идет вразрез с разъяснениями Верховного Суда РФ? Почему Конституционному Суду РФ неоднократно приходилось рассматривать вопросы о конституционности правового регулирования наложения ареста на имущества в рамках производства по уголовному делу? На рассмотрение этих и многих других актуальных проблем применения мер уголовно-процессуального принуждения направлена предлагаемая дисциплина.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Настоящая дисциплина направлена на приобретение обучающимися комплексных знаний о мерах уголовно-процессуального принуждения в российском уголовном судопроизводстве, в том числе через призму сравнительно-правового анализа, а также на формирование у них способности критического осмысления данного правового института.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • Знает природу уголовно-процессуального принуждения, меры уголовно-процессуального принуждения и основные тенденции развития данного института
  • • Знает российское правовое регулирование мер уголовно-процессуального принуждения
  • • Знает основные теоретические работы, посвященные мерам уголовно-процессуального принуждения
  • • Знает основные правоприменительные проблемы, возникающие в практике российских судов, связанные с применением мер уголовно-процессуального принуждения, и их концептуальные причины
  • • Знает основы правового регулирования мер уголовно-процессуального принуждения в романо-германской и англо-американской правовых системах, умеет сопоставлять их сходства и различия
  • • Умеет использовать полученные теоретические знания для решения практических задач
  • • Владеет категориально-понятийным аппаратом, относящимся к институту мер уголовно-процессуального принуждения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Меры уголовно-процессуального принуждения как уголовно-процессуальный институт: общая характеристика, традиции и новации, сравнительно-правовая перспектива, источники регулирования.
  • Задержание как мера уголовно-процессуального принуждения. Фактическое и юридическое задержание, административное задержание и уголовно-процессуальное задержание: соотношение понятий. Задержание и возбуждение уголовного дела: соотношение во времени.
  • Меры пресечения как центральный элемент института мер уголовно-процессуального принуждения: общая характеристика и классификация. Процессуальный порядок избрания меры пресечения.
  • Меры пресечения, для избрания которых судебное решение не является обязательным: проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики. Подписка о невыезде. Личное поручительство. Наблюдение командования воинской части.
  • Запрет определенных действий как самая «молодая» мера пресечения в российском уголовном процессе. Цели и задачи реформы 2018 г. и ее основные результаты.
  • Залог: проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики.
  • Домашний арест: проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики.
  • Заключение под стражу: проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики. Особенности заключения под стражу по делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности.
  • Иные меры процессуального принуждения: общая характеристика. Основания применения. Обязательство о явке. Привод. Денежное взыскание. Временное отстранение от должности.
  • Наложение ареста на имущество как иная мера процессуального принуждения: проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики. Особенности порядка наложения ареста на ценные бумаги и некоторые иные виды имущества.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • блокирующий Устный опрос (экзамен)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.3 * Активность на семинарах + 0.7 * Устный опрос (экзамен)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Курс уголовного процесса : учебное пособие / под редакцией Л. В. Головко. — 2-е изд., испр. — Москва : СТАТУТ, 2017. — 1280 с. — ISBN 978-5-8354-1335-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/113590 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Россинский С.Б. - Задержание подозреваемого: конституционно-межотраслевой подход. Монография - 978-5-392-28820-5 - Проспект - 2019 - http://ebs.prospekt.org/book/41452 - 41452 - PROSPECT

Авторы

  • Беседин Глеб Евгеньевич
  • Евсеев Александр Дмитриевич