• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Введение в специальность и история коммуникаций

Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Введение в специальность - одна из базовых дисциплин для студентов первого курса. Состоит из нескольких блоков, рассматривающих PR, рекламу, историю коммуникаций. По итогам успешного освоения у студента появится понимание основ профессии, сложится комплексная картина взаимодействия основных игроков рынка и основных каналов коммуникации с ЦА , принципов построения коммуникационных кампаний. В курс входит краткий обзор истории продвигающих коммуникаций, начальные сведения по их правовому и этическому регулированию, что является важной составляющей профессиональной культуры специалиста по коммуникациям.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов начальных знаний и базовых представлений, которые помогли бы им на протяжении всего курса обучения ориентироваться в области профессиональной деятельности «реклама и связи с общественностью»
  • развитие интереса к будущей профессии.
  • получение системного представления об истории рекламы и PR, основных персоналиях, организациях, кампаниях, сыгравших выдающуюся роль в становлении этой области профессиональной деятельности
  • получение системного представления о современном состоянии отрасли «Реклама и связи с общественностью»: основных специальностях, технологиях, организационной структуре, направлениях и объёмах деятельности, роли новых медиа в современной практике PR и рекламы
  • формирование базовых представлений об этике профессиональной деятельности в данной отрасли.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовый алгоритм рекламной деятельности.
  • Знает ключевой набор открытых источников для коммуникационной аналитики компании и способность проведения первичной аналитики Умеет выделить ключевую повестку для конкретной отрасли или аудитории
  • Корректно определяет аудитории и соответствующие им каналы коммуникации под конкретную коммуникационную задачу (проект) Ориентируется в актуальных трендах коммуникаций
  • Корректно определяет назначение деятельности в области рекламы для социального и экономического развития. Правильно определяет место рекламы в системе социального управления и в системе маркетинга. Умеет выделять рекламу среди других видов продвигающих коммуникаций.
  • Корректно определяет назначение деятельности в области рекламы для социального и экономического развития. Правильно определяет место рекламы в системе социального управления и в системе маркетинга. Умеет выделять рекламу среди других видов продвигающих коммуникаций.
  • Корректно определяет основные этапы рекламной деятельности.
  • Понимает назначения деятельности по связям с общественностью для общества и экономики Понимает структуру деятельности по связям с общественностью Знает основные требования к PR-специалисту
  • Понять роль коммуникаций в международных отношениях и дипломатии. Студенты получают представление о том, как стратегические коммуникации и PR-кампании формируют позитивный имидж государства на мировой арене и укрепляют доверие
  • Освоить концепцию «мягкой силы» и её применение в реальной практике. Изучить механизмы и PR- инструменты «мягкой силы»
  • Студенты получат опыт сопоставления исторических и современных инструментов PR, сформируют понимание эволюции медиасреды от печатных СМИ до актуальных форм цифровой коммуникации (соцсети, инфлюенсеры, сторителлинг и др.)
  • Студент освоят понимание концептов «цель PR- кампании», «целевые аудитории», используемые «каналы», «коммуникативные приемы» и оценку эффективности коммуникационных стратегий
  • В процессе анализа кейсов студенты получат опыт самостоятельной исследовательской работы, структурирования информации, донесения своих идей в ясной и убедительной форме, использования литературы и источников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Модуль История коммуникаций_Тема 1. Введение в теорию и практику коммуникаций.
  • Модуль История коммуникаций_Тема 2. Коммуникации древнего мира, средневековья, нового времени
  • Модуль История коммуникаций_Тема 3. Рождение и институционализация связей с общественностью в США.
  • Модуль История коммуникаций_Тема 4. Генезис и развитие связей с общественностью в мире
  • Модуль История коммуникаций_Тема 5. Генезис и развитие связей с общественностью в России.
  • Модуль «Связи с общественностью» Тема 7. Специалист в области современных коммуникаций
  • Модуль «Связи с общественностью» Тема 8. Коммуникационные практики и каналы коммуникации
  • Модуль «Связи с общественностью» Тема 9. Стратегия и тактика интегрированных коммуникаций
  • Модуль «Реклама» Тема 10. Реклама как маркетинговая коммуникация.
  • Модуль «Реклама» Тема 11. Реклама как социокультурная технология.
  • Модуль «Реклама» Тема 12. Рекламная деятельность: сущность и формы
  • Модуль «Реклама» Тема 12. Реклама системе интегрированных коммуникаций.
  • Модуль «Реклама» Тема 13. Реклама как социальный институт общества потребления
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточная оценка 2 по модулю «Связи с общественностью»
  • неблокирующий Промежуточная оценка 3 по модулю «Реклама»
  • неблокирующий Экзамен
    Контрольная работа проводится на платформе Smart LMS (https://smartedu.hse.ru/). Студентам необходимо подключиться согласно расписанию. Во время выполнения контрольной работы студенту запрещено пользоваться вспомогательными материалами (учебником, конспектом и т.п.). Студенту запрещено использовать Интернет и другие информационные ресурсы для ответа на вопросы. В случае возникновения технических проблем, обуславливающих невозможность выполнения контрольной работы в онлайн формате, студентам необходимо заранее сообщить об этом преподавателю. При возникновении технических проблем во время выполнения заданий, студент должен сделать скриншот страницы и отправить письмо в службу поддержки Smart ЛМС с описанием возникшей проблемы, в копию письма поставить преподавателя.
  • неблокирующий Промежуточная оценка 1 по модулю «История коммуникаций»
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    Промежуточная оценка 1 по модулю «История коммуникаций» * 0.2 + Промежуточная оценка 2 по модулю «Связи с общественностью» * 0.2 + Промежуточная оценка 3 по модулю «Реклама» * 0.2 + Экзамен: Контрольная работа * 0.4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всеобщая история рекламы : учебник, Савельева, О. О., 2019
  • Евстафьев, В. А. Организация и практика работы рекламного агентства : учебник / В. А. Евстафьев, А. В. Молин. — Москва : Дашков и К, 2016. — 512 с. — ISBN 978-5-394-02549-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/70661 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Коммуникационная концепция связей с общественностью : модели, технологии, синергетический эффект, Гринберг, Т. Э., 2012
  • Почекаев, Р. Ю.  История связей с общественностью : учебное пособие для вузов / Р. Ю. Почекаев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04832-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453642 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Почекаев, Р. Ю. История связей с общественностью : учебное пособие для академического бакалавриата / Р. Ю. Почекаев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 223 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-04832-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/407946
  • Фадеева, Е. Н.  Связи с общественностью : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Фадеева, А. В. Сафронов, М. А. Красильникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 263 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00227-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560001 (дата обращения: 03.04.2025).
  • Чумиков, А. Н. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов : учебник / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 343 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/textbook_592bf62f2c4f86.51817652. - ISBN 978-5-16-013075-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1904453
  • Чумиков, А. Н. Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд : учебное пособие / А. Н. Чумиков. — 2-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2016. — 159 с. — ISBN 978-5-7567-0819-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97267 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 37591 - Alpina - Новые правила маркетинга и PR (краткое изложение) - Д.Скотт - Альпина.Академия - https://hse.alpinadigital.ru/book/37591
  • Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции : учебное пособие / Г. П. Бакулев. — 3-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2016. — 192 с. — ISBN 978-5-7567-0795-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102830 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Законы социального заражения : 7 стратегий изменения общественного мнения и поведения, Чентола, Д., 2022
  • Исследуя внутренние коммуникации. Голос информированного сотрудника : учебное пособие / под ред. К. Рака ; пер. с англ. А. Айзенштадт ; под науч. ред. А. Векслер, М. Реутской ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - 2-е изд. - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. - 442 с. - (Переводные учебники ВШЭ). - ISBN 978-5-7598-2416-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2156412
  • Неразумная обезьяна : почему мы верим в дезинформацию, теории заговора и пропаганду, Граймс, Д. Р., 2022
  • Придворный для толпы : история Айви Ли, который учил мировую элиту слушать людей, Хайберт, Р. Э., 2023
  • Пропаганда, Бернейс, Э., 2010
  • Россия сегодня, Ли, А. Л., 2018
  • Связи с общественностью, Бернейс, Э., 2019
  • Социальная теория и PR : коллект. моногр. [Текст] / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - 978-5-7598-4028-2 - Каширских О. Н., Самойленко С. А., Векслер А. Ф.; редкол. - 2024 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/396142 - 396142 - iBOOKS
  • Чумиков, А. Н. Коммуникационные кампании : учебное пособие / А. Н. Чумиков. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 160 с. — ISBN 978-5-7567-0749-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68864 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Вагин Алексей Юрьевич
  • Шмелева Александра Алексеевна
  • Зверев Сергей Александрович
  • Беседина Маргарита Дмитриевна
  • Каткова Светлана Викторовна
  • Векслер Ася Филипповна
  • Долгих Елена Ивановна
  • Погодина Римма Игоревна