Магистратура
2025/2026





Семиотика искусства: религиозные, исторические и культурные контексты художественных произведений
Статус:
Курс обязательный (История художественной культуры и рынок искусства)
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Анашвили Валериан Валерианович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Анализируя большое количество работ старых мастеров и наших современников (Боттичелли, Тициана, Метсю, Ленена, Рубенса, Греза, Пикассо, Офили, Херста и др.) в рамках курса «Семиотика искусства» мы увидим, какими методами, изменяющимися от эпохи к эпохе, и на основании каких социальных и персональных программ художники насыщают смыслами свои произведения. Обращаясь к современным для них социально-историческим событиям, экономическим условиям и ведущим философским учениям, будет показано, каким образом художники, синтезируя вдохновение и тщательно разработанную систему символов и аллегорий, помимо эмоционального воздействия заботятся о семантике своих произведений, почему и насколько важен для них элемент «понимания» замысла их произведений.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство студентов с методами анализа произведений искусства с точки зрения различных семиотических подходов.
- Выработка у студентов навыка работы с терминологическим аппаратом, применяемым в различных исторических школах и современных искусствоведческих исследованиях.
- Формирование у студентов базовых практических умений, необходимых для самостоятельного анализа произведений искусства.
Планируемые результаты обучения
- знать основные имена и тексты древних, средневековых и авторов Нового времени, предлагающих символическое и аллегорическое понимание системы живописи, архитектуры и др.
- знать основные искусствоведческие школы, работающие с анализом символов, аллегорий и других методов истолкования произведений искусства
- знать основные имена, направления и теоретические концепции, значимые с точки зрения современного искусствоведения
- осознавать границы применимости различных теоретических методов искусствознания и уметь использовать эти методы в собственной исследовательской работе
- свободно оперировать специфической терминологией искусствоведческого исследования.
- осознавать специфику каждого искусствоведческого метода анализа произведений искусства
Содержание учебной дисциплины
- Системы семиотического анализа. Исторические подходы.
- Иконология и иконография. Знаки, аллегории, метафоры, символы, «символическая форма», «символический образ».
- Мифологическая и «историческая» система образности в произведениях искусства XVI–XIX вв. Живопись, графика, садово-парковое искусство, символические программы триумфальных арок, фейерверков и др.
- Религиозные символы и их функции в искусстве; христианская символика в европейском искусстве.
- Деталь в искусстве
Элементы контроля
- Работа на семинарахАктивность на семинарах подразумевает участие в обсуждении на занятии тех или иных произведений искусства с точки зрения методологии, предложенной преподавателем, а также критическое изложение и обсуждение студентом текстов, предложенных для чтения для семинарских занятий.
- Эссе
- Исследовательский проектИтоговый исследовательский проект по семиотическому анализу художественного произведения или группы произведений: презентация + доклад
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.3 * Исследовательский проект + 0.29 * Работа на семинарах + 0.41 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
- Мифологии, Барт, Р., 2008
- Об искусстве и знаточестве, Фридлендер, М., 2013
- Семиотика искусства : поэтика композиции; Семиотика иконы; Статьи об искусстве, Успенский, Б. А., 2005
- Символические образы : очерки по искусству Возрождения, Гомбрих, Э., 2021
- Этюды по иконологии : гуманистические темы в искусстве Возрождения, Панофский, Э., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Семь светочей архитектуры; Камни Венеции; Лекции об искусстве; Прогулки по Флоренции, Рескин, Дж., 2022