• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Научно-исследовательский семинар "Правовое регулирование медиаплатформ"

Статус: Курс обязательный (Публичное право)
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Правовое регулирование медиаплатформ» посвящен комплексному анализу правовых аспектов функционирования современных цифровых медиа-платформ, включая социальные сети, стриминговые сервисы, платформы для видеохостинга и другие виды онлайн-ресурсов. Семинар ориентирован на обсуждение актуальных вопросов правового регулирования медиаплатформ в условиях цифровой трансформации общества, а также на выработку предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере. В рамках семинара студенты обсудят различные подходы к определению понятия «медиаплатформа», а также классификацию медиаплатформ по различным критериям, таким как их целевая аудитория, контентная политика, бизнес-модель, технические особенности и т.д. Будут рассмотрены различные подходы к правовому регулированию медиаплатформ с точки зрения защиты интересов операторов связи, поисковых систем, эксплуатантов систем искусственного интеллекта, информационных посредников, средств массовой информации и др. – и связанные с этим вопросы ответственности медиаплатформ за размещаемый пользователями контент, включая проблемы нарушения интеллектуальных прав, распространения недостоверной информации, экстремистских материалов и других видов противоправного контента. На семинаре планируется обсудить зарубежный опыт правового регулирования медиаплатформ, включая практику Европейского Союза, США и других стран, а также возможности адаптации этого опыта к российским условиям. Особое внимание будет уделено рассмотрению пользовательских соглашений, кликовых лицензий, смарт-контрактов и связанных с этим вопросов разрешения споров, защиты персональных данных пользователей, соблюдения принципов прозрачности и справедливости при работе с контентом, ответственности перед обществом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Ознакомление с основными аспектами правового регулирования медиаплатформ в России, за рубежом и на международном уровне. • Понимание отраслевой специфики правового регулирования медиаплатформ и применения мер ответственности за нарушение законодательства. • Приобретение практических навыков для проведения консультаций и представления интересов в качестве юриста в области регулирования медиаплатформ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает и понимает общие принципы правового регулирования медиаплатформ с точки зрения российского, зарубежного и международного права. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, в частности, при разработке и анализе юридических документов, в правоотношениях с государственными органами
  • Знает и понимает отраслевую специфику в отношении регулирования медиаплатформ в контексте авторских и смежных прав. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, связанной с защитой авторских и смежных прав в рамках деятельности медиаплатформ
  • Знает и понимает отраслевую специфику в отношении регулирования медиаплатформ нормами информационного права. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, связанной с применением норм информационного права
  • Знает и понимает отраслевую специфику в контексте защиты прав потребителей и пользователей медиаплатформ. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, связанной с защитой прав потребителей и пользователей медиаплатформ
  • Знает и понимает отраслевую специфику в отношении рекламы на медиаплатформах. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, связанной с рекламой на медиаплатформах
  • Знает и понимает отраслевую специфику в отношении налогообложения деятельности медиаплатформ. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, связанной с применением норм налогового права в отношении медиаплатформ
  • Обладает знаниями о мерах ответственности, производстве и правовой защите в контексте правового регулирования медиаплатформ. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, в частности, при разработке и анализе юридических документов, представлении интересов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в правовое регулирование медиаплатформ.
  • Тема 2. Правовое регулирование медиаплатформ: общие вопросы и отраслевая специфика.
  • Тема 3. Налогообложение деятельности медиаплатформ.
  • Тема 4. Юридическая ответственность в контексте медиаплатформ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение семинаров
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Контрольная работа
    Целью проведения контрольной работы является проверка усвоения студентами определенного теоретического и практического материала и умение применить его при анализе правовых актов, решении конкретных спорных ситуаций. Контрольная работа проводится оффлайн, в письменной форме (опрос содержит два задания (задание 1 – практическое, задание 2 – теоретическое) по пройденным темам научно-исследовательского семинара. Время на написание контрольной работы составляет 1 час. В процессе написания контрольной работы разрешается пользоваться нормативно-правовыми актами и актами судебных инстанций. Остальными источниками пользоваться не разрешается. В ответе (решении) должна содержаться грамотно изложенная и аргументированная позиция автора. Работа выполняется в электронной форме с использованием соответствующих программных средств, указанных учебным офисом. Максимальное количество баллов за контрольную работу – 3, максимальное количество баллов за Задание 1 – 5 баллов, максимальное количество баллов за Задание 2 – 5 баллов.
  • неблокирующий Научное достижение
  • неблокирующий Устный опрос
    экзамен проводится оффлайн, в устной форме (опрос содержит два задания (две задачи) по отдельным темам научно-исследовательского семинара).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.3 * Активность + 0.3 * Контрольная работа + 0.1 * Научное достижение + 0.1 * Посещение семинаров + 0.2 * Устный опрос
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Позднякова, Е. А.  Авторское право : учебник и практикум для вузов / Е. А. Позднякова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 256 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16007-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560514 (дата обращения: 03.04.2025).
  • Право интеллектуальной собственности : учебник для вузов / под общей редакцией Е. А. Поздняковой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 377 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16576-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/558851 (дата обращения: 03.04.2025).
  • Право интеллектуальной собственности. Международно-правовое регулирование : учебник для вузов / под редакцией И. А. Близнеца, В. А. Зимина, И. П. Оленичева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17108-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/563624 (дата обращения: 03.04.2025).
  • Тедеев, А. А.  Налоговое право России : учебник для вузов / А. А. Тедеев, В. А. Парыгина. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 397 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-20608-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/558462 (дата обращения: 03.04.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Уваркин, Г. И. Медиаправо : учебное пособие / Г.И. Уваркин. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 300 с. — (Высшее образование). — DOI 10.12737/2076750. - ISBN 978-5-16-018899-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2076750

Авторы

  • Тедеев Астамур Анатольевич
  • Жирнова Наталья Александровна