Магистратура
2025/2026





Научно-исследовательский семинар "Правовое регулирование медиаплатформ"
Статус:
Курс обязательный (Публичное право)
Кто читает:
Департамент права цифровых технологий и биоправа
Где читается:
Факультет права
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Примакова Алина Викторовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар «Правовое регулирование медиаплатформ» посвящен комплексному анализу правовых аспектов функционирования современных цифровых медиа-платформ, включая социальные сети, стриминговые сервисы, платформы для видеохостинга и другие виды онлайн-ресурсов. Семинар ориентирован на обсуждение актуальных вопросов правового регулирования медиаплатформ в условиях цифровой трансформации общества, а также на выработку предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере.
В рамках семинара студенты обсудят различные подходы к определению понятия «медиаплатформа», а также классификацию медиаплатформ по различным критериям, таким как их целевая аудитория, контентная политика, бизнес-модель, технические особенности и т.д. Будут рассмотрены различные подходы к правовому регулированию медиаплатформ с точки зрения защиты интересов операторов связи, поисковых систем, эксплуатантов систем искусственного интеллекта, информационных посредников, средств массовой информации и др. – и связанные с этим вопросы ответственности медиаплатформ за размещаемый пользователями контент, включая проблемы нарушения интеллектуальных прав, распространения недостоверной информации, экстремистских материалов и других видов противоправного контента.
На семинаре планируется обсудить зарубежный опыт правового регулирования медиаплатформ, включая практику Европейского Союза, США и других стран, а также возможности адаптации этого опыта к российским условиям. Особое внимание будет уделено рассмотрению пользовательских соглашений, кликовых лицензий, смарт-контрактов и связанных с этим вопросов разрешения споров, защиты персональных данных пользователей, соблюдения принципов прозрачности и справедливости при работе с контентом, ответственности перед обществом.
Цель освоения дисциплины
- • Ознакомление с основными аспектами правового регулирования медиаплатформ в России, за рубежом и на международном уровне. • Понимание отраслевой специфики правового регулирования медиаплатформ и применения мер ответственности за нарушение законодательства. • Приобретение практических навыков для проведения консультаций и представления интересов в качестве юриста в области регулирования медиаплатформ.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает и понимает общие принципы правового регулирования медиаплатформ с точки зрения российского, зарубежного и международного права. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, в частности, при разработке и анализе юридических документов, в правоотношениях с государственными органами
- Знает и понимает отраслевую специфику в отношении регулирования медиаплатформ в контексте авторских и смежных прав. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, связанной с защитой авторских и смежных прав в рамках деятельности медиаплатформ
- Знает и понимает отраслевую специфику в отношении регулирования медиаплатформ нормами информационного права. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, связанной с применением норм информационного права
- Знает и понимает отраслевую специфику в контексте защиты прав потребителей и пользователей медиаплатформ. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, связанной с защитой прав потребителей и пользователей медиаплатформ
- Знает и понимает отраслевую специфику в отношении рекламы на медиаплатформах. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, связанной с рекламой на медиаплатформах
- Знает и понимает отраслевую специфику в отношении налогообложения деятельности медиаплатформ. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, связанной с применением норм налогового права в отношении медиаплатформ
- Обладает знаниями о мерах ответственности, производстве и правовой защите в контексте правового регулирования медиаплатформ. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, в частности, при разработке и анализе юридических документов, представлении интересов
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в правовое регулирование медиаплатформ.
- Тема 2. Правовое регулирование медиаплатформ: общие вопросы и отраслевая специфика.
- Тема 3. Налогообложение деятельности медиаплатформ.
- Тема 4. Юридическая ответственность в контексте медиаплатформ.
Элементы контроля
- Посещение семинаров
- Активность
- Эссе- объем презентации в пределах от 10 до 20 слайдов; - в случае оформления доклада в виде эссе – 3-5 стр., введение - 10%; исследовательская часть - 80%; заключение - 10% от объема письменной работы; - глубина и логичность раскрытия темы; - аргументированность выводов; - самостоятельность анализа, наличие собственной позиции по избранной теме; - широкое и адекватное использование нормативных правовых актов, наличие ссылок на конкретные правовые нормы; - юридический анализ не менее пяти кейсов из отечественной и (или) зарубежной правоприменительной практики, наличие ссылок на источники; - широкое использование научной литературы по теме, в том числе на иностранных языках (не менее десяти источников), наличие ссылок на источники; - академический стиль изложения.
- Научное достижение
- Устный опросэкзамен проводится оффлайн, в устной форме (опрос содержит два задания (две задачи) по отдельным темам научно-исследовательского семинара).
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Активность + 0.1 * Научное достижение + 0.1 * Посещение семинаров + 0.3 * Устный опрос + 0.3 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Позднякова, Е. А. Авторское право : учебник и практикум для вузов / Е. А. Позднякова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 256 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16007-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560514 (дата обращения: 04.07.2025).
- Право интеллектуальной собственности : учебник для вузов / под общей редакцией Е. А. Поздняковой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 377 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16576-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/558851 (дата обращения: 04.07.2025).
- Право интеллектуальной собственности. Международно-правовое регулирование : учебник для вузов / под редакцией И. А. Близнеца, В. А. Зимина, И. П. Оленичева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17108-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/563624 (дата обращения: 04.07.2025).
- Тедеев, А. А. Налоговое право России : учебник для вузов / А. А. Тедеев, В. А. Парыгина. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 397 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-20608-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/558462 (дата обращения: 04.07.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Уваркин Г.И. - Медиаправо - 978-5-16-018899-7 - НИЦ ИНФРА-М - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/2076750 - 2076750 - ZNANIUM