Магистратура
2025/2026





Научно-исследовательский семинар "Правовое обеспечение функционирования медийной организации"
Статус:
Курс обязательный (Публичное право)
Кто читает:
Департамент права цифровых технологий и биоправа
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар «Правовое обеспечение функционирования медийной организации» направлен на изучение правовых основ деятельности организаций, работающих в сфере медиа. В рамках курса рассматриваются ключевые вопросы правового регулирования работы медиахолдингов, телекомпаний, издательских домов и других медийных организаций.
В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с правовыми актами, регулирующими деятельность медийных организаций. Особое внимание уделяется вопросам корпоративного права применительно к сфере медиа, гармонизации требований информационного, гражданского и трудового законодательства при формировании учредительных и других нормативных документов медийной организации. Рассматриваются правовые гарантии профессиональной самостоятельности редакции СМИ и практика их реализации. Изучаются вопросы оборота интеллектуальных прав внутри медийной организации, организации работы с рекламой, спонсорством и коммерческими презентациями, защитой прав на средства индивидуализации и т.д.
Кроме того, курс охватывает правовые аспекты взаимодействия медийных организаций с государственными органами, в том числе вопросы лицензирования, аккредитации журналистов, взаимодействия со структурами, осуществляющими государственный контроль (надзор) в сфере медиа.
Цель освоения дисциплины
- • Ознакомление с основными аспектами правового регулирования деятельности медийных организаций в России, особенностями производства и распространения медиаконтента. • Понимание специфики работы медийных организаций (телеканалов, радиоканалов, сетевых изданий) в рамках российского законодательства, включая требования к созданию и распространению аудиовизуальной продукции; • Приобретение практических навыков для проведения консультаций, составления документов и представления интересов в качестве медиаюриста.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает и понимает особенности правового регулирования медийных организаций как средства массовой организации. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, в частности, при разработке и анализе юридических документов, в правоотношениях с исполнительными органами власти, осуществляющими функции в сфере контроля и надзора за средствами массовой информации
- Знает и понимает различия между телерадиоканалом и вещателем в сети Интернет. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, связанной с разграничением данных понятий
- Знает и понимает особенности, специфику интеллектуальной собственности, принадлежащей медийным организациям
- Знает и понимает особенности лицензирования и дистрибуции произведений, используемых медийными организациями, способен применить данные знания на практике в переговорном, документарном и судебно-претензионном процессах
- Знает и понимает в полной мере общие положения права интеллектуальной собственности для применения в данной деятельности
- Обладает знаниями о производстве и правовой защите информационных программ. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, в частности, при разработке и анализе юридических документов, представлении интересов
- Знает и понимает особенности применения рекламного права в сфере медиа. Обладает расширенными знаниями о специфике рынка рекламных услуг на телевидении, радио, интернете. Способен использовать изученные договорные схемы взаимоотношений рекламодателей, рекламораспространителей, рекламных агентов на практике
- Владеет принципами юридического сопровождения внутренней деятельности медийной организации. Освоил необходимые аспекты корпоративного, гражданского и трудового отраслей права, и способен применить полученные знания на практике при составлении, в частности, локально-нормативных актов
- Владеет спецификой функционирования организаций, занимающихся телеизмерениями, измерениями аудитории в сети интернет, а также их взаимодействием с медийными организациями
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Виды медийных организаций. Требования к деятельности медийных организаций по российскому законодательству, требования к контенту.
- Тема 2. Медийная организация как вещатель в интернете. Правовой статус, требования к вещанию, соотнесение вещателя обязательного общедоступного телеканала в интернете с аудиовизуальным сервисом.
- Тема 3. Правовой режим создания аудиовизуальных произведений в медийной организации.
- Тема 4. Правовой статус информационных программ в медийной организации. Как создаются, какие материалы приобретают для создания информационных программ, в чём отличие договорной, экономической модели от шоу-программ.
- Тема 5. Правовой режим рекламы в медийной организации. Специфика рынка рекламных услуг в телевидении, радио, интернете. Договорные схемы взаимоотношений рекламодателей, рекламораспространителей, рекламных агентов.
- Тема 6. Лицензирование прав на контент медийной организации. Дистрибуция на территории РФ, странах ближнего и дальнего зарубежья, особенности дистрибуции в сети интернет.
- Тема 7. Общий режим функционирования медийной организации как коммерческой организации. Закупка контента, штат авторов, служебные произведения, взаимоотношения с продакшн-компаниями.
- Тема 8. Средства индивидуализации в конкуренции за пользователей контента.
Элементы контроля
- Посещение семинаровОценивается: в учебный период - отметки о посещении в рабочей ведомости - вес каждого посещения – 0,2-0,25 балла в зависимости от количества занятий
- Активность
- Устный опрос
- Научное достижение
- Доклад
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.3 * Активность + 0.3 * Доклад + 0.1 * Научное достижение + 0.1 * Посещение семинаров + 0.2 * Устный опрос
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 868 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16021-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536931 (дата обращения: 27.08.2024).
- Информационное право : учебник для вузов / Н. Н. Ковалева [и др.] ; под редакцией Н. Н. Ковалевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13786-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544002 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Позднякова, Е. А. Авторское право : учебник и практикум для вузов / Е. А. Позднякова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 256 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16007-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536222 (дата обращения: 27.08.2024).
- Уваркин, Г. И. Медиаправо : учебное пособие / Г.И. Уваркин. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 300 с. — (Высшее образование). — DOI 10.12737/2076750. - ISBN 978-5-16-018899-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2076750