• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Научно-исследовательский семинар "Правовое обеспечение функционирования медийной организации"

Статус: Курс обязательный (Публичное право)
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Правовое обеспечение функционирования медийной организации» направлен на изучение правовых основ деятельности организаций, работающих в сфере медиа. В рамках курса рассматриваются ключевые вопросы правового регулирования работы медиахолдингов, телекомпаний, издательских домов и других медийных организаций. В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с правовыми актами, регулирующими деятельность медийных организаций. Особое внимание уделяется вопросам корпоративного права применительно к сфере медиа, гармонизации требований информационного, гражданского и трудового законодательства при формировании учредительных и других нормативных документов медийной организации. Рассматриваются правовые гарантии профессиональной самостоятельности редакции СМИ и практика их реализации. Изучаются вопросы оборота интеллектуальных прав внутри медийной организации, организации работы с рекламой, спонсорством и коммерческими презентациями, защитой прав на средства индивидуализации и т.д. Кроме того, курс охватывает правовые аспекты взаимодействия медийных организаций с государственными органами, в том числе вопросы лицензирования, аккредитации журналистов, взаимодействия со структурами, осуществляющими государственный контроль (надзор) в сфере медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Ознакомление с основными аспектами правового регулирования деятельности медийных организаций в России, особенностями производства и распространения медиаконтента. • Понимание специфики работы медийных организаций (телеканалов, радиоканалов, сетевых изданий) в рамках российского законодательства, включая требования к созданию и распространению аудиовизуальной продукции; • Приобретение практических навыков для проведения консультаций, составления документов и представления интересов в качестве медиаюриста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает и понимает особенности правового регулирования медийных организаций как средства массовой организации. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, в частности, при разработке и анализе юридических документов, в правоотношениях с исполнительными органами власти, осуществляющими функции в сфере контроля и надзора за средствами массовой информации
  • Знает и понимает различия между телерадиоканалом и вещателем в сети Интернет. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, связанной с разграничением данных понятий
  • Знает и понимает особенности, специфику интеллектуальной собственности, принадлежащей медийным организациям
  • Знает и понимает особенности лицензирования и дистрибуции произведений, используемых медийными организациями, способен применить данные знания на практике в переговорном, документарном и судебно-претензионном процессах
  • Знает и понимает в полной мере общие положения права интеллектуальной собственности для применения в данной деятельности
  • Обладает знаниями о производстве и правовой защите информационных программ. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, в частности, при разработке и анализе юридических документов, представлении интересов
  • Знает и понимает особенности применения рекламного права в сфере медиа. Обладает расширенными знаниями о специфике рынка рекламных услуг на телевидении, радио, интернете. Способен использовать изученные договорные схемы взаимоотношений рекламодателей, рекламораспространителей, рекламных агентов на практике
  • Владеет принципами юридического сопровождения внутренней деятельности медийной организации. Освоил необходимые аспекты корпоративного, гражданского и трудового отраслей права, и способен применить полученные знания на практике при составлении, в частности, локально-нормативных актов
  • Владеет спецификой функционирования организаций, занимающихся телеизмерениями, измерениями аудитории в сети интернет, а также их взаимодействием с медийными организациями
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Виды медийных организаций. Требования к деятельности медийных организаций по российскому законодательству, требования к контенту.
  • Тема 2. Медийная организация как вещатель в интернете. Правовой статус, требования к вещанию, соотнесение вещателя обязательного общедоступного телеканала в интернете с аудиовизуальным сервисом.
  • Тема 3. Правовой режим создания аудиовизуальных произведений в медийной организации.
  • Тема 4. Правовой статус информационных программ в медийной организации. Как создаются, какие материалы приобретают для создания информационных программ, в чём отличие договорной, экономической модели от шоу-программ.
  • Тема 5. Правовой режим рекламы в медийной организации. Специфика рынка рекламных услуг в телевидении, радио, интернете. Договорные схемы взаимоотношений рекламодателей, рекламораспространителей, рекламных агентов.
  • Тема 6. Лицензирование прав на контент медийной организации. Дистрибуция на территории РФ, странах ближнего и дальнего зарубежья, особенности дистрибуции в сети интернет.
  • Тема 7. Общий режим функционирования медийной организации как коммерческой организации. Закупка контента, штат авторов, служебные произведения, взаимоотношения с продакшн-компаниями.
  • Тема 8. Средства индивидуализации в конкуренции за пользователей контента.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение семинаров
    Оценивается: в учебный период - отметки о посещении в рабочей ведомости - вес каждого посещения – 0,2-0,25 балла в зависимости от количества занятий
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Устный опрос
  • неблокирующий Научное достижение
  • неблокирующий Доклад
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.3 * Активность + 0.3 * Доклад + 0.1 * Научное достижение + 0.1 * Посещение семинаров + 0.2 * Устный опрос
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 868 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16021-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536931 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Информационное право : учебник для вузов / Н. Н. Ковалева [и др.] ; под редакцией Н. Н. Ковалевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13786-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544002 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Позднякова, Е. А.  Авторское право : учебник и практикум для вузов / Е. А. Позднякова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 256 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16007-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536222 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Уваркин, Г. И. Медиаправо : учебное пособие / Г.И. Уваркин. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 300 с. — (Высшее образование). — DOI 10.12737/2076750. - ISBN 978-5-16-018899-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2076750

Авторы

  • Жирнова Наталья Александровна
  • Арутюнова Тамара Робертовна