Магистратура
2025/2026





Медиаправо: доктрина, законодательство, правоприменение
Статус:
Курс обязательный (Публичное право)
Кто читает:
Департамент права цифровых технологий и биоправа
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Федотов Михаил Александрович
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Обязательная дисциплина «Медиаправо: доктрина, законодательство, правоприменение» призвана дать студентам фундаментальные знания в области теории медиаправа, научить анализировать концептуальную подоснову действующего законодательства с учетом его генезиса, архитектуры и внутренней логики, а также понимать тенденции развития правоприменительной практики в медиасфере.
Курс охватывает такие темы, как:
«Медиаправо в системе права, законодательства и юридической науки»,
«Массовые коммуникации как объект права»,
«Свобода массовой информации»,
«Правовое регулирование учреждения, регистрации и лицензирования в сфере массовых коммуникаций»,
«Правовой институт приостановления и прекращения производства и выпуска в сфере массовых коммуникаций»,
«Система правоотношений в сфере организации функционирования массовых коммуникаций»,
«Средства обеспечения информационного плюрализма в сфере массовых коммуникаций»,
«Правовое регулирование деятельности журналиста, блогера, представителя СМИ» и т.д.
По итогам изучения дисциплины обучающиеся должны овладеть навыками углубленного анализа правовых документов, связанных с функционированием массовых коммуникаций, уметь применять нормы законодательства к конкретным ситуациям, а также понимать современные тенденции эволюции медиаправа в условиях цифровой трансформации общества.
Цель освоения дисциплины
- ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ • Овладение студентами магистратуры основными источниками и институтами медиаправа. • Понимание актуальных проблем медиаправа и тенденций его развития. • Освоение студентами магистратуры профессиональных компетенций медиаюриста.
Планируемые результаты обучения
- Перечисляет основные источники медиаправа на международном и национальном уровнях
- Раскрывает правовую природу свободы массовой информации
- Рассуждает на тему цензурных практик в медиа
- Отличает режим регистрации СМИ от лицензирования СМИ
- Раскрывает правовой режим массовых коммуникаций
- Называет глобальные проблемы, связанные с развитием массовой коммуникации на современном этапе
- Раскрывает правовое понятие злоупотребления свободой массовой информации на основе анализа судебных решений по конкретным делам
- Называет роль и место медиаправа в системе права, законодательства, юридической науки
- Называет цели и принципы медиаправа
- Характеризует основные этапы развития российского законодательства о массовых коммуникациях
- Называет и интерпретирует основные понятия медиаправа
- Называет и характеризует правовые признаки медиа
- Дает правовую характеристику сетевых изданий и других «новых медиа»
- Различает злоупотребление свободой массовой информации как административное правонарушение и как нарушение законодательства о СМИ
- Составляет заявление для регистрации СМИ
- Определяет необходимый пакет документов для регистрации и перерегистрации СМИ
- Раскрывает особенности наименования СМИ как средства индивидуализации и его отличия от товарных знаков и фирменных наименований
- Отличает и сопоставляет правовые статусы учредителя, редакции, главного редактора, издателя, распространителя, владельца СМИ
- Рассуждает о проблемах концентрации и монополизации СМИ в контексте развития медийной экосистемы в России и за рубежом
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Медиаправо в системе права, законодательства, юридической науки.
- Тема 2. Массовые коммуникации как объект правового регулирования.
- Тема 3. Конституционный институт свободы массовой информации.
- Тема 4. Правовые институты учреждения, регистрации и лицензирования в сфере массовых коммуникаций.
- Тема 5. Правовой институт приостановления и прекращения производства и выпуска в сфере массовых коммуникаций
- Тема 6. Система правоотношений в сфере производства и выпуска массовых коммуникаций.
- Тема 7. Правовые средства обеспечения информационного плюрализма в сфере массовых коммуникаций.
- Тема 8. Правовой статус журналиста, блогера, представителя СМИ.
- Тема 9. Правовое регулирование освещения в медиа отдельных сфер публичной деятельности.
- Тема 10. Особенности публично-правовой ответственности в сфере массовых коммуникаций.
- Тема 11. Особенности частноправовой ответственности в сфере массовых коммуникаций.
- Тема 12. Особенности использования интеллектуальной собственности в сфере массовых коммуникаций.
- Тема 13. Правовое регулирование рекламы в массовых коммуникациях.
- Тема 14. Саморегулирование в сфере массовых коммуникаций.
Элементы контроля
- Посещение лекций
- Присутствие на семинарах
- Активность
- ЭссеКритерии оценивания: - объем в пределах 2000-5000 слов; - результат оригинальности при проверке в системе «Антиплагиат» не менее 80%; - глубина и логичность раскрытия темы; - аргументированность выводов; - самостоятельность анализа, наличие собственной позиции по избранной теме; - широкое и адекватное использование нормативных правовых актов, наличие ссылок на конкретные правовые нормы; - юридический анализ не менее пяти кейсов из отечественной и (или) зарубежной правоприменительной практики, наличие ссылок на источники; - широкое использование научной литературы по теме, в том числе на иностранных языках (не менее десяти источников), наличие ссылок на источники; - академический стиль изложения, правильное оформление ссылок; - наличие компьютерной презентации.
- Научное достижение
- Устный опрос
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Активность + 0.1 * Научное достижение + 0.2 * Посещение лекций + 0.1 * Присутствие на семинарах + 0.2 * Устный опрос + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Уваркин, Г. И. Медиаправо : учебное пособие / Г.И. Уваркин. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 300 с. — (Высшее образование). — DOI 10.12737/2076750. - ISBN 978-5-16-018899-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2076750
- Ульбашев, А. Х. Правовые и этические основы журналистики : учебник для вузов / А. Х. Ульбашев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18244-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534599 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 868 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16021-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536931 (дата обращения: 27.08.2024).
- Информационное право : учебник для вузов / Н. Н. Ковалева [и др.] ; под редакцией Н. Н. Ковалевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13786-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519753 (дата обращения: 27.08.2024).