Магистратура
2025/2026





Медиаправо: доктрина, законодательство, правоприменение
Статус:
Курс обязательный (Публичное право)
Кто читает:
Департамент права цифровых технологий и биоправа
Где читается:
Факультет права
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Обязательная дисциплина «Медиаправо: доктрина, законодательство, правоприменение» призвана дать студентам фундаментальные знания в области теории медиаправа, научить анализировать концептуальную подоснову действующего законодательства с учетом его генезиса, архитектуры и внутренней логики, а также понимать тенденции развития правоприменительной практики в медиасфере. 
Курс охватывает такие темы, как: 
«Медиаправо в системе права, законодательства и юридической науки»,  
«Массовые коммуникации как объект права», 
«Свобода массовой информации», 
«Правовое регулирование учреждения, регистрации и лицензирования в сфере массовых коммуникаций», 
«Правовой институт приостановления и прекращения производства и выпуска в сфере массовых коммуникаций», 
«Система правоотношений в сфере организации функционирования массовых коммуникаций», 
«Средства обеспечения информационного плюрализма в сфере массовых коммуникаций», 
«Правовое регулирование деятельности журналиста, блогера, представителя СМИ» и т.д. 
По итогам изучения дисциплины обучающиеся должны овладеть навыками углубленного анализа правовых документов, связанных с функционированием массовых коммуникаций, уметь применять нормы законодательства к конкретным ситуациям, а также понимать современные тенденции эволюции медиаправа в условиях цифровой трансформации общества.
Цель освоения дисциплины
- ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ • Овладение студентами магистратуры основными источниками и институтами медиаправа. • Понимание актуальных проблем медиаправа и тенденций его развития. • Освоение студентами магистратуры профессиональных компетенций медиаюриста.
 
Планируемые результаты обучения
- Перечисляет основные источники медиаправа на международном и национальном уровнях
 - Раскрывает правовую природу свободы массовой информации
 - Рассуждает на тему цензурных практик в медиа
 - Отличает режим регистрации СМИ от лицензирования СМИ
 - Раскрывает правовой режим массовых коммуникаций
 - Называет глобальные проблемы, связанные с развитием массовой коммуникации на современном этапе
 - Раскрывает правовое понятие злоупотребления свободой массовой информации на основе анализа судебных решений по конкретным делам
 - Называет роль и место медиаправа в системе права, законодательства, юридической науки
 - Называет цели и принципы медиаправа
 - Характеризует основные этапы развития российского законодательства о массовых коммуникациях
 - Называет и интерпретирует основные понятия медиаправа
 - Называет и характеризует правовые признаки медиа
 - Дает правовую характеристику сетевых изданий и других «новых медиа»
 - Различает злоупотребление свободой массовой информации как административное правонарушение и как нарушение законодательства о СМИ
 - Составляет заявление для регистрации СМИ
 - Определяет необходимый пакет документов для регистрации и перерегистрации СМИ
 - Раскрывает особенности наименования СМИ как средства индивидуализации и его отличия от товарных знаков и фирменных наименований
 - Отличает и сопоставляет правовые статусы учредителя, редакции, главного редактора, издателя, распространителя, владельца СМИ
 - Рассуждает о проблемах концентрации и монополизации СМИ в контексте развития медийной экосистемы в России и за рубежом
 
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Медиаправо в системе права, законодательства, юридической науки.
 - Тема 2. Массовые коммуникации как объект правового регулирования.
 - Тема 3. Конституционный институт свободы массовой информации.
 - Тема 4. Правовые институты учреждения, регистрации и лицензирования в сфере массовых коммуникаций.
 - Тема 5. Правовой институт приостановления и прекращения производства и выпуска в сфере массовых коммуникаций
 - Тема 6. Система правоотношений в сфере производства и выпуска массовых коммуникаций.
 - Тема 7. Правовые средства обеспечения информационного плюрализма в сфере массовых коммуникаций.
 - Тема 8. Правовой статус журналиста, блогера, представителя СМИ.
 - Тема 9. Правовое регулирование освещения в медиа отдельных сфер публичной деятельности.
 - Тема 10. Особенности публично-правовой ответственности в сфере массовых коммуникаций.
 - Тема 11. Особенности частноправовой ответственности в сфере массовых коммуникаций.
 - Тема 12. Особенности использования интеллектуальной собственности в сфере массовых коммуникаций.
 - Тема 13. Правовое регулирование рекламы в массовых коммуникациях.
 - Тема 14. Саморегулирование в сфере массовых коммуникаций.
 
Элементы контроля
- Посещение лекций
 - Присутствие на семинарах
 - Активность
 - ЭссеКритерии оценивания: - объем в пределах 2000-5000 слов; - результат оригинальности при проверке в системе «Антиплагиат» не менее 80%; - глубина и логичность раскрытия темы; - аргументированность выводов; - самостоятельность анализа, наличие собственной позиции по избранной теме; - широкое и адекватное использование нормативных правовых актов, наличие ссылок на конкретные правовые нормы; - юридический анализ не менее пяти кейсов из отечественной и (или) зарубежной правоприменительной практики, наличие ссылок на источники; - широкое использование научной литературы по теме, в том числе на иностранных языках (не менее десяти источников), наличие ссылок на источники; - академический стиль изложения, правильное оформление ссылок; - наличие компьютерной презентации.
 - Научное достижение
 - Устный опросЭкзамен проводится оффлайн, в устной форме (два стохастически определенных вопроса из перечня экзаменационных вопросов).
 
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Активность + 0.1 * Научное достижение + 0.05 * Посещение лекций + 0.05 * Присутствие на семинарах + 0.3 * Устный опрос + 0.3 * Эссе
 
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Уваркин Г.И. - Медиаправо - 978-5-16-018899-7 - НИЦ ИНФРА-М - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/2076750 - 2076750 - ZNANIUM
 - Ульбашев, А. Х. Правовые и этические основы журналистики : учебник для вузов / А. Х. Ульбашев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18244-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534599 (дата обращения: 04.07.2025).
 
Рекомендуемая дополнительная литература
- Информационное право : учебник для вузов / под редакцией М. А. Федотова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 868 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16021-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536931 (дата обращения: 04.07.2025).
 - Информационное право : учебник для вузов / под редакцией Н. Н. Ковалевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13786-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519753 (дата обращения: 04.07.2025).