• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Медиаправо: доктрина, законодательство, правоприменение

Статус: Курс обязательный (Публичное право)
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Обязательная дисциплина «Медиаправо: доктрина, законодательство, правоприменение» призвана дать студентам фундаментальные знания в области теории медиаправа, научить анализировать концептуальную подоснову действующего законодательства с учетом его генезиса, архитектуры и внутренней логики, а также понимать тенденции развития правоприменительной практики в медиасфере. Курс охватывает такие темы, как: «Медиаправо в системе права, законодательства и юридической науки», «Массовые коммуникации как объект права», «Свобода массовой информации», «Правовое регулирование учреждения, регистрации и лицензирования в сфере массовых коммуникаций», «Правовой институт приостановления и прекращения производства и выпуска в сфере массовых коммуникаций», «Система правоотношений в сфере организации функционирования массовых коммуникаций», «Средства обеспечения информационного плюрализма в сфере массовых коммуникаций», «Правовое регулирование деятельности журналиста, блогера, представителя СМИ» и т.д. По итогам изучения дисциплины обучающиеся должны овладеть навыками углубленного анализа правовых документов, связанных с функционированием массовых коммуникаций, уметь применять нормы законодательства к конкретным ситуациям, а также понимать современные тенденции эволюции медиаправа в условиях цифровой трансформации общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ • Овладение студентами магистратуры основными источниками и институтами медиаправа. • Понимание актуальных проблем медиаправа и тенденций его развития. • Освоение студентами магистратуры профессиональных компетенций медиаюриста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Перечисляет основные источники медиаправа на международном и национальном уровнях
  • Раскрывает правовую природу свободы массовой информации
  • Рассуждает на тему цензурных практик в медиа
  • Отличает режим регистрации СМИ от лицензирования СМИ
  • Раскрывает правовой режим массовых коммуникаций
  • Называет глобальные проблемы, связанные с развитием массовой коммуникации на современном этапе
  • Раскрывает правовое понятие злоупотребления свободой массовой информации на основе анализа судебных решений по конкретным делам
  • Называет роль и место медиаправа в системе права, законодательства, юридической науки
  • Называет цели и принципы медиаправа
  • Характеризует основные этапы развития российского законодательства о массовых коммуникациях
  • Называет и интерпретирует основные понятия медиаправа
  • Называет и характеризует правовые признаки медиа
  • Дает правовую характеристику сетевых изданий и других «новых медиа»
  • Различает злоупотребление свободой массовой информации как административное правонарушение и как нарушение законодательства о СМИ
  • Составляет заявление для регистрации СМИ
  • Определяет необходимый пакет документов для регистрации и перерегистрации СМИ
  • Раскрывает особенности наименования СМИ как средства индивидуализации и его отличия от товарных знаков и фирменных наименований
  • Отличает и сопоставляет правовые статусы учредителя, редакции, главного редактора, издателя, распространителя, владельца СМИ
  • Рассуждает о проблемах концентрации и монополизации СМИ в контексте развития медийной экосистемы в России и за рубежом
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Медиаправо в системе права, законодательства, юридической науки.
  • Тема 2. Массовые коммуникации как объект правового регулирования.
  • Тема 3. Конституционный институт свободы массовой информации.
  • Тема 4. Правовые институты учреждения, регистрации и лицензирования в сфере массовых коммуникаций.
  • Тема 5. Правовой институт приостановления и прекращения производства и выпуска в сфере массовых коммуникаций
  • Тема 6. Система правоотношений в сфере производства и выпуска массовых коммуникаций.
  • Тема 7. Правовые средства обеспечения информационного плюрализма в сфере массовых коммуникаций.
  • Тема 8. Правовой статус журналиста, блогера, представителя СМИ.
  • Тема 9. Правовое регулирование освещения в медиа отдельных сфер публичной деятельности.
  • Тема 10. Особенности публично-правовой ответственности в сфере массовых коммуникаций.
  • Тема 11. Особенности частноправовой ответственности в сфере массовых коммуникаций.
  • Тема 12. Особенности использования интеллектуальной собственности в сфере массовых коммуникаций.
  • Тема 13. Правовое регулирование рекламы в массовых коммуникациях.
  • Тема 14. Саморегулирование в сфере массовых коммуникаций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение лекций
  • неблокирующий Присутствие на семинарах
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Эссе
    Критерии оценивания: - объем в пределах 2000-5000 слов; - результат оригинальности при проверке в системе «Антиплагиат» не менее 80%; - глубина и логичность раскрытия темы; - аргументированность выводов; - самостоятельность анализа, наличие собственной позиции по избранной теме; - широкое и адекватное использование нормативных правовых актов, наличие ссылок на конкретные правовые нормы; - юридический анализ не менее пяти кейсов из отечественной и (или) зарубежной правоприменительной практики, наличие ссылок на источники; - широкое использование научной литературы по теме, в том числе на иностранных языках (не менее десяти источников), наличие ссылок на источники; - академический стиль изложения, правильное оформление ссылок; - наличие компьютерной презентации.
  • неблокирующий Научное достижение
  • неблокирующий Устный опрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Активность + 0.1 * Научное достижение + 0.2 * Посещение лекций + 0.1 * Присутствие на семинарах + 0.2 * Устный опрос + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Уваркин, Г. И. Медиаправо : учебное пособие / Г.И. Уваркин. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 300 с. — (Высшее образование). — DOI 10.12737/2076750. - ISBN 978-5-16-018899-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2076750
  • Ульбашев, А. Х.  Правовые и этические основы журналистики : учебник для вузов / А. Х. Ульбашев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18244-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534599 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 868 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16021-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536931 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Информационное право : учебник для вузов / Н. Н. Ковалева [и др.] ; под редакцией Н. Н. Ковалевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13786-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519753 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Жирнова Наталья Александровна
  • Федотов Михаил Александрович
  • Арутюнова Тамара Робертовна