• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2025/2026

Теории и методы современного исторического познания

Статус: Курс обязательный
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Задачи курса: сформировать системное знание о путях достижения нового научного знания о человеческом опыте, зафиксированном в ходе исторического процесса; выработать навыки эпистемологического анализа исследовательских практик в сфере исторической науки и смежных дисциплинарных областях и методологической рефлексии собственной исследовательской работы. Курс основан на следующих принципах: (1) методология как рефлексия исследовательского опыта (Г. Риккерт, Р. Рорти, Ф. Анкерсмит); (2) идея обнаружения типа мировоззрения в метафизической системе, в том числе – в ее эпистемологической составляющей (В. Дильтей); (3) выделение двух линий эпистемологии: строгая наука vs экзистенциально-антропологический подход (Р. Рорти); (4) соотнесение методологических концепций исторического познания с социокультурными контекстами и типами рациональности. В ходе освоения дисциплины аспирант изучает основные теории и концепции современного исторического познания, приобретает умение эксплицировать парадигмальные основания историографических произведений и реализовывать современные теоретические подходы в практике собственного научного исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать системное знание о путях достижения нового научного знания о человеческом опыте, зафиксированном в ходе исторического процесса.
  • Выработать навыки (1) эпистемологического анализа исследовательских практик в сфере исторической науки и смежных дисциплинарных областях и (2) методологической рефлексии собственной исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • навыки (1) эпистемологического анализа исследовательских практик в сфере исторической науки и смежных дисциплинарных областях и (2) методологической рефлексии собственной исследовательской работы.
  • навыки (1) эпистемологического анализа исследовательских практик в сфере исторической науки и смежных дисциплинарных областях и (2) методологической рефлексии собственной исследовательской работы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Парадигмы исторического познания и их трансформации на протяжении XIX – начала XXI в.
  • Тема 2. Нарратив в структуре современного исторического знания
  • Проблематика исторической памяти
  • История идей и интеллектуальная история: основные подходы
  • История понятий: Begriffsgeschichte и Кембриджская школа
  • «Повороты» в гуманитарном познании XX века
  • Культурный поворот, критика репрезентации и исследования медиа
  • Феноменологические концепции в историческом познании
  • История повседневности. Микроистория.
  • Глобальная история
  • Компаративные подходы в историческом познании
  • Профессионализм и социальная ответственность историка
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Собеседование по литературе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st semester
    1 * Собеседование по литературе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Великая цепь бытия. История идеи, Лавджой, А., 2001
  • Великий разрыв, Фукуяма, Ф., 2004
  • Возвышенный исторический опыт, Анкерсмит, Ф. Р., 2007
  • Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1: Образ и действительность, Шпенглер О., Маханьков И.И., 2004
  • Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.2: Всемирно-исторические перспективы, Шпенглер О., Маханьков И.И., 2004
  • Избранное: Мир, светящийся смыслом : [пер. с англ. и нем.], Шюц А., 2004
  • Историческая наука на рубеже XX - XXI вв. : социальные теории и историографическая практика, Репина, Л. П., 2011
  • История понятий, история дискурса, история метафор : сб. ст.: пер. с нем., , 2010
  • Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории, , 2018
  • Компаративный анализ ценностных систем в цивилизованном контексте : учеб.-метод. пособие, Зиновьева Л.Е., 2007
  • Культурные повороты: новые ориентиры в науках о культуре, Бахманн-Медик, Д., 2017
  • Мир - система Модерна. Т.1: Капиталистическое сельское хозяйство и истоки европейского мира - экономики в XVI веке, Валлерстайн, И., 2016
  • Мир - система Модерна. Т.2: Меркантилизм и консолидация европейского мира - экономики, 1600 - 1750, Валлерстайн, И., 2016
  • Мир - система Модерна. Т.3: Вторая эпоха великой экспансии капиталистического мира - экономики, 1730 - 1840-е годы, Валлерстайн, И., 2016
  • Мир - система Модерна. Т.4: Триумф центристского либерализма, 1789 - 1914, Валлерстайн, И., 2016
  • Мир-система Модерна, в 4 т., Т. 1, предисл. Г. М. Дерлугьяна ; пер. с англ., лит. ред., коммент. Н. Проценко, А. Черняева ; Ун-т Дмитрия Пожарского, 2-е изд., испр. и доп., XXXIV, 541 с., Валлерстайн, И., 2016
  • После 1945 : латентность как источник настоящего, Гумбрехт, Х. У., 2018
  • Предательство интеллектуалов, Бенда, Ж., 2012
  • Производство присутствия : чего не может передать значение, Гумбрехт, Х. У., 2024
  • Профессионализм историка и историческое знание, Тоштендаль, Р., 2014
  • Словарь основных исторических понятий : избранные статьи, , 2014
  • Способы постижения прошлого: Методология и теория исторической науки, , 2011
  • Столкновение цивилизаций, Хантингтон, С., 2005
  • Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева, И. М., 2008
  • Что такое глобальная история?, Конрад, С., 2018
  • Что такое интеллектуальная история?, Уотмор, Р., 2023

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
  • Знание о прошлом. Т.2: Образы прошлого, Савельева, И. М., 2006
  • История и тропология: взлет и падение метафоры, Анкерсмит, Ф. Р., 2003

Авторы

  • Завгородняя Ольга Ивановна
  • Кобзарь Елена Николаевна
  • Румянцева Марина Федоровна