• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Методы филологических исследований

Статус: Курс обязательный (Литературное мастерство)
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Контактные часы: 26

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Методы филологических исследований» способствует формированию у студентов навыков работы с различными научными методами, знакомит с основными филологическими подходами к анализу литературных текстов - как иманентно, так и на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне. В ходе курса обсуждаются как классические филологические приемы работы с текстом (историко-литературный комментарий, биографический подход, изучение языка литературы и т.д.), так и новейший теоретический инструментарий (точные методы, история эмоций, Trauma Studies и т.д.). Помимо собственно филологических методов, обсуждаются и междисцилинарные подходы. Наряду с чтением теоретических работ, курс предполагает активное применение обсуждаемых методов и подходов к конкретному текстовому материалу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование знаний о различных методах филологических исследований, истории гуманитарной науки и актуальных направлениях современной филологии
  • знакомство с различными исследовательскими методами, развитие рефлексии о принципах научного исследования
  • подготовка к профессиональной деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать, понимать и уметь критически оценивать основные парадигмы гуманитарного знания ХХ века, осознавать область их применения к истории и теории литературы
  • Знает историю становления и развития точных методов в гуманитарных областях
  • Понимает границы применимости точных методов к гуманитарным объектам исследования
  • Cпособен рефлексировать (эксплицировать) мировоззренческие, философские, парадигмальные основания исторического / гуманитарного знания
  • Владение навыками исследовательской работы с помощью методологий современных гуманитарных наук;
  • Владение научной терминологией основных методов современного гуманитарного знания (в частности, компаративистики).
  • Знание методологических подходов, использующихся при сравнительно-историческом исследованиях европейских литератур;
  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: изучение основных работ, понятий и методов ведущих исследователей формальной школы; применение изученных методов в анализе некоторых поэтических и прозаических текстов. Формы контроля:письменное эссе на 3 тыс. слов, устный аудиторный опрос
  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: изучение основных работ, понятий и методов ведущих ученых московско-тартуской школы и других исследовательских направлений второй половины ХХ – начала XXI вв.; применение изученных методов в анализе некоторых поэтических и прозаических текстов. Формы контроля: презентация на 10 минут; устный аудиторный опрос; экзамен.
  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: обсуждение специфики курса и исходных понятий. Формы контроля: устный аудиторный опрос
  • Умение интерпретировать и классифицировать материал по истории русской литературы в междисциплинарной перспективе;
  • Умение интерпретировать основные понятия филологической науки в междисциплинарном контексте;
  • Знает основные принципы структурного анализа текста (Ю. М. Лотман, Б. И. Ярхо, М. Л. Гаспаров); владеет практическими навыками анализа поэтического текста
  • Владеет методами структурного анализа сюжетов; знает концепции и подходы В. Я. Проппа, В. Б. Шкловского, А. К. Жолковского - Ю. К. Щеглова
  • анализирует мемуарно-автобиографические тексты XVIII века в контексте истории эмоций
  • Знает основные принципы историко-литературного комментирования, знает структуру комментария в академических изданиях русских и зарубежных писателей
  • Владеет навыками составления концепционного комментария (преамбулы к комментарию) и реального/построчного комментария
  • знает основные типы комментированных изданий
  • Знает основные положения структурализма как парадигмы, знает различные школы внутри советского и мирового гуманитарного структурализма
  • знает историю развития субдисциплины "история эмоций", владеет ее понятийным аппаратом
  • знает основные современные работы по филологической герменевтике идеологических нарративов
  • анализирует тексты XVIII-XXI вв. в контексте истории эмоций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Развитие филологии во второй половине ХХ в. – начале XXI в.
  • Понятие научной парадигмы. Метод и парадигма. Проблема метода в гуманитарном знании
  • Методы филологических исследований в историко-культурном контексте
  • Филологический комментарий
  • Филологическая наука в России конца XIX в. – первой половины XX в.
  • Текстология как научная дисциплина
  • Точные методы в гуманитарных науках
  • Структурализм как научная парадигма
  • Проблема интертекстуальности.
  • Изучение языка литературы
  • Проблема читателя. Р. Барт.
  • Психологические подходы к литературе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях
  • неблокирующий Эссе 1
  • неблокирующий Эссе 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.3 * Работа на занятиях + 0.35 * Эссе 1 + 0.35 * Эссе 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Routledge international handbook of research methods in digital humanities, , 2021
  • Вацуро, В. Э. В. Э. Вацуро. Избранные труды : сборник научных трудов / В. Э. Вацуро , составитель А. С. Песков. — Москва : Языки славянских культур, 2004. — 848 с. — ISBN 5-94457-179-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/137221 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3757B69
  • Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Исследователь/Researcher, (1–2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899804
  • Структура научных революций, Кун, Т., 2003
  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5
  • Шапир, М. И. Universum versus . Язык–Стих–Смысл в рус. поэзии XVIII−XX века : монография / М. И. Шапир , под редакцией А. С. Белоусовой, В. С. Полиловой. — Москва : Языки славянских культур, 2000 — Книга 2 — 2015. — 586 с. — ISBN 978-5-94457-227-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136798 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа : сборник научных трудов / составитель А. Д. Кошелев. — Москва : Языки славянских культур, 1994. — 560 с. — ISBN 5-7333-0486-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/137426 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • составитель Н. П. Хрящева - Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-0960-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84591
  • Lotman, I. M., Tamm, M., & Baer, B. C. (2019). Juri Lotman - Culture, Memory and History : Essays in Cultural Semiotics. Basingstoke: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2270629
  • Нулевая степень письма : пер. с фр., Барт, Р., 2008
  • Психология искусства, Выготский, Л. С., 1998
  • Психология, Выготский, Л. С., 2002
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • Ярхо, Б. И. Методология точного литературоведения: Избранные труды по теории литературы : монография / Б. И. Ярхо , под редакцией М. И. Шапира. — Москва : Языки славянских культур, 2006. — 927 с. — ISBN 5-9551-0113-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136766 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Чабан Александра Александровна