Магистратура
2025/2026




Методы филологических исследований
Статус:
Курс обязательный (Литературное мастерство)
Кто читает:
Школа филологических наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Чабан Александра Александровна
Язык:
русский
Контактные часы:
26
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Методы филологических исследований» способствует формированию у студентов навыков работы с различными научными методами, знакомит с основными филологическими подходами к анализу литературных текстов - как иманентно, так и на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне. В ходе курса обсуждаются как классические филологические приемы работы с текстом (историко-литературный комментарий, биографический подход, изучение языка литературы и т.д.), так и новейший теоретический инструментарий (точные методы, история эмоций, Trauma Studies и т.д.). Помимо собственно филологических методов, обсуждаются и междисцилинарные подходы. Наряду с чтением теоретических работ, курс предполагает активное применение обсуждаемых методов и подходов к конкретному текстовому материалу.
Цель освоения дисциплины
- формирование знаний о различных методах филологических исследований, истории гуманитарной науки и актуальных направлениях современной филологии
- знакомство с различными исследовательскими методами, развитие рефлексии о принципах научного исследования
- подготовка к профессиональной деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения
- знать, понимать и уметь критически оценивать основные парадигмы гуманитарного знания ХХ века, осознавать область их применения к истории и теории литературы
- Знает историю становления и развития точных методов в гуманитарных областях
- Понимает границы применимости точных методов к гуманитарным объектам исследования
- Cпособен рефлексировать (эксплицировать) мировоззренческие, философские, парадигмальные основания исторического / гуманитарного знания
- Владение навыками исследовательской работы с помощью методологий современных гуманитарных наук;
- Владение научной терминологией основных методов современного гуманитарного знания (в частности, компаративистики).
- Знание методологических подходов, использующихся при сравнительно-историческом исследованиях европейских литератур;
- Планируемые результаты, подлежащие контролю: изучение основных работ, понятий и методов ведущих исследователей формальной школы; применение изученных методов в анализе некоторых поэтических и прозаических текстов. Формы контроля:письменное эссе на 3 тыс. слов, устный аудиторный опрос
- Планируемые результаты, подлежащие контролю: изучение основных работ, понятий и методов ведущих ученых московско-тартуской школы и других исследовательских направлений второй половины ХХ – начала XXI вв.; применение изученных методов в анализе некоторых поэтических и прозаических текстов. Формы контроля: презентация на 10 минут; устный аудиторный опрос; экзамен.
- Планируемые результаты, подлежащие контролю: обсуждение специфики курса и исходных понятий. Формы контроля: устный аудиторный опрос
- Умение интерпретировать и классифицировать материал по истории русской литературы в междисциплинарной перспективе;
- Умение интерпретировать основные понятия филологической науки в междисциплинарном контексте;
- Знает основные принципы структурного анализа текста (Ю. М. Лотман, Б. И. Ярхо, М. Л. Гаспаров); владеет практическими навыками анализа поэтического текста
- Владеет методами структурного анализа сюжетов; знает концепции и подходы В. Я. Проппа, В. Б. Шкловского, А. К. Жолковского - Ю. К. Щеглова
- анализирует мемуарно-автобиографические тексты XVIII века в контексте истории эмоций
- Знает основные принципы историко-литературного комментирования, знает структуру комментария в академических изданиях русских и зарубежных писателей
- Владеет навыками составления концепционного комментария (преамбулы к комментарию) и реального/построчного комментария
- знает основные типы комментированных изданий
- Знает основные положения структурализма как парадигмы, знает различные школы внутри советского и мирового гуманитарного структурализма
- знает историю развития субдисциплины "история эмоций", владеет ее понятийным аппаратом
- знает основные современные работы по филологической герменевтике идеологических нарративов
- анализирует тексты XVIII-XXI вв. в контексте истории эмоций
Содержание учебной дисциплины
- Развитие филологии во второй половине ХХ в. – начале XXI в.
- Понятие научной парадигмы. Метод и парадигма. Проблема метода в гуманитарном знании
- Методы филологических исследований в историко-культурном контексте
- Филологический комментарий
- Филологическая наука в России конца XIX в. – первой половины XX в.
- Текстология как научная дисциплина
- Точные методы в гуманитарных науках
- Структурализм как научная парадигма
- Проблема интертекстуальности.
- Изучение языка литературы
- Проблема читателя. Р. Барт.
- Психологические подходы к литературе
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.3 * Работа на занятиях + 0.35 * Эссе 1 + 0.35 * Эссе 2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Routledge international handbook of research methods in digital humanities, , 2021
- Вацуро, В. Э. В. Э. Вацуро. Избранные труды : сборник научных трудов / В. Э. Вацуро , составитель А. С. Песков. — Москва : Языки славянских культур, 2004. — 848 с. — ISBN 5-94457-179-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/137221 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3757B69
- Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Исследователь/Researcher, (1–2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899804
- Структура научных революций, Кун, Т., 2003
- Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5
- Шапир, М. И. Universum versus . Язык–Стих–Смысл в рус. поэзии XVIII−XX века : монография / М. И. Шапир , под редакцией А. С. Белоусовой, В. С. Полиловой. — Москва : Языки славянских культур, 2000 — Книга 2 — 2015. — 586 с. — ISBN 978-5-94457-227-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136798 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа : сборник научных трудов / составитель А. Д. Кошелев. — Москва : Языки славянских культур, 1994. — 560 с. — ISBN 5-7333-0486-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/137426 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- составитель Н. П. Хрящева - Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-0960-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84591
- Lotman, I. M., Tamm, M., & Baer, B. C. (2019). Juri Lotman - Culture, Memory and History : Essays in Cultural Semiotics. Basingstoke: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2270629
- Нулевая степень письма : пер. с фр., Барт, Р., 2008
- Психология искусства, Выготский, Л. С., 1998
- Психология, Выготский, Л. С., 2002
- Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
- Ярхо, Б. И. Методология точного литературоведения: Избранные труды по теории литературы : монография / Б. И. Ярхо , под редакцией М. И. Шапира. — Москва : Языки славянских культур, 2006. — 927 с. — ISBN 5-9551-0113-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136766 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.