Магистратура
2025/2026





Научно-исследовательский семинар кафедры методов сбора и анализа социологической информации
Статус:
Курс по выбору (Социальный анализ рынков на цифровых и опросных данных)
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Косова Лариса Борисовна
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
112
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с основными правилами написания научно-исследовательской работы, начиная от проекта и заканчивая презентацией и защитой. Рассматриваются основные этапы подготовки внутренне непротиворечивого и реализуемого проекта исследования (постановка целей, задач, выдвижение гипотез, работа с литературой, подбор и реализации методов сбора и анализа социологической информации). Спецификой научно-исследовательского семинара является методологический приоритет – основное внимание уделяется разработке методологии, стимулирование освоения современных методов и технологий работы с данными. Научно-исследовательский семинар ориентирован на подготовку магистерской диссертации. Промежуточной формой ее подготовки в рамках первого года обучения является написание курсовой работы, как части магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины
- Выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации в соответствии с современными стандартами проведения методически фундированных эмпирических социологических исследований
Планируемые результаты обучения
- Владеет навыками подготовки академического текста
- Владеет навыками экспертной оценки научных текстов
- Знает нормы и правила академической работы
- Знает основные методы исследования
- Знает основные принципы и методы работы с научной литературой
- Знает спектр актуальных научных и социальных проблем
- Обосновывает и оценивает возможности реализации исследовательского проекта
- Применяет рефлексивные процедуры для оценки разработанности научной проблематики
- Умеет выбрать тему исследования с учетом временных и ресурсных ограничений
- Умеет корректно представить результаты исследовательских работ
- Умеет пользоваться системами подготовки библиографии
- Умеет разрабатывать методологию исследования, выбрать методы сбора и анализа данных
- Умеет формулировать проблему, выбирать, обосновывать цели и задачи исследования
- Разрабатывает дизайн выборки в соответствии с целями и задачами исследования
- Владеет знаниями об основных этических принципах социального исследования
- Владеет информацией об основных способах анализа качественных данных
- Владеет современными инструментами бизнес-аналитики в Power BI.
Содержание учебной дисциплины
- Выбор темы исследования и постановка проблемы
- Проектирование исследования и подготовка проекта курсовой работы
- Методология исследования
- Обзор литературы
- Нормы и правила академической работы
- Академическое письмо
- Работа с научной литературой (мини-курс)
- Практический брендинг (мини-курс)
- Проективные методики (мини-курс)
- Введение в бизнес-аналитику: Power BI (мини-курс)
- Анализ качественных данных (мини-курс)
Элементы контроля
- ДЗ-6 (проект эмпирической части исследования)
- Практический брендинг
- ДЗ-3 (рецензирование)
- Активность на семинарах
- Защита курсовой работыЗащита проходит в форме презентации студентом результатов своей курсовой работы в течение 10-15 мин. После презентации происходит обсуждение, участники семинара задают студенту вопросы.
- ДЗ-4 (обзор литературы)
- Предварительное обсуждение проекта диссертацииПроходит в форме презентации студентом проекта диссертационной работы в течение 10-15 мин. После презентации происходит обсуждение, участники семинара задают студенту вопросы, зачитываются рецензии на текст черновика диссертации.
- Введение в бизнес-аналитику: Power BI
- Активность на семинарах
- Анализ качественных данных
- ДЗ-2 (развернутая программа исследования)
- Предзащита диссертацииПредзащита проходит в форме презентации студентом результатов своей диссертационной работы в течение 10-15 мин. После презентации происходит обсуждение, участники семинара задают студенту вопросы, зачитываются рецензии на текст черновика диссертации.
- Проективные методики
- ДЗ-5 (методология исследования)
- Работа с научной литературой
- ДЗ-1 Обоснование проекта исследования
- Активность на семинарах
- активность на семинарах
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.2 * Активность на семинарах + 0.15 * Введение в бизнес-аналитику: Power BI + 0.15 * ДЗ-1 Обоснование проекта исследования + 0.2 * ДЗ-2 (развернутая программа исследования) + 0.15 * Практический брендинг + 0.15 * Работа с научной литературой
- 2025/2026 4th module0.21 * ДЗ-3 (рецензирование) + 0.25 * ДЗ-4 (обзор литературы) + 0.29 * Защита курсовой работы + 0.25 * активность на семинарах
- 2026/2027 2nd module0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Анализ качественных данных + 0.25 * ДЗ-5 (методология исследования) + 0.25 * ДЗ-6 (проект эмпирической части исследования)
- 2026/2027 4th module0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Предварительное обсуждение проекта диссертации + 0.29 * Предзащита диссертации + 0.21 * Проективные методики
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Social research methods, Bryman, A., 2016
- The coding manual for qualitative researchers, Saldana, J., 2013
- The coding manual for qualitative researchers, Saldana, J., 2016
- Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Практики анализа качественных данных в социальных науках : учебное пособие, , 2023
- Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2013
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Social research methods, Bryman, A., 2012