Магистратура
2025/2026





Пользовательский опыт и управление клиентскими метриками
Статус:
Курс обязательный (Управление продуктом в ИТ-бизнесе)
Кто читает:
Департамент бизнес-информатики
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Пользовательский опыт и управление клиентскими метриками» направлена на формирование у студентов системного понимания методов исследования пользователей и развития пользовательского опыта. В рамках курса рассматриваются основные подходы к сбору и анализу данных о поведении аудитории, формулированию гипотез, выбору исследовательских методов и построению пользовательских путей.
Особое внимание уделяется практическому применению исследовательских инструментов: от составления брифов и проведения качественных и количественных исследований до анализа полученных данных и формулирования уникального торгового предложения (USP). Студенты научатся выявлять боли и мотивы целевой аудитории, интерпретировать результаты исследований, проектировать решения и моделировать их влияние на опыт пользователя.
По окончании курса студенты будут готовы самостоятельно планировать и реализовывать этапы улучшения пользовательского опыта, обосновывать выбор стратегических решений и представлять результаты исследований заинтересованным сторонам.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов системное понимание методов исследования пользователей и управления пользовательским опытом, а также развить практические навыки работы с клиентскими метриками. В рамках дисциплины студенты научатся выявлять потребности и боли целевой аудитории, формулировать проверяемые гипотезы, выбирать и применять качественные и количественные методы исследований, анализировать данные и переводить их в стратегические решения, включая формулировку уникального торгового предложения и построение пути пользователя.
Планируемые результаты обучения
- различать и выбирать подходящие методы исследований в зависимости от задачи;
- основные виды исследований (качественные и количественные), их цели, преимущества и ограничения
- составлять структурированные брифы и формулировать корректные исследовательские цели
- знает ключевые методы анализа целевой аудитории, включая создание персон и сегментацию
- применяет принципы формулирования и проверки гипотез на основе данных пользовательских исследований
- владеет навыками работы с инструментами сбора и анализа данных (анкетирование, интервью, юзабилити-тестирование)
- использует основные метрики удовлетворённости и лояльности пользователей и способы их измерения
- проводит качественные интервью, обрабатывает их результаты и выделяет ключевые инсайты
- формулировать уникальное торговое предложение (USP) на основе исследовательских данных
- разрабатывает анкеты для количественных исследований и анализирует полученные данные
- представляет результаты исследований и предлагает решения, ориентированные на пользователя.
- принимает решения на основе данных о поведении пользователей и их потребностях
- применяет фреймворки (CJM, JTBD, Job Story, сервис-блюпринт) для анализа пользовательского опыта
- использует методики проведения юзабилити-тестирования, фасилитации и интерпретации их результатов
- эффективно коммуницирует результаты исследований внутри команды и перед стейкхолдерами
- использует способы сбора и систематизации UX-данных для стратегического принятия решений
- проведит юзабилити-тестирования, фасилитацию и интерпретацию их результатов
- создает пользовательские пути и моделирует влияние предлагаемых изменений на опыт взаимодействия
- использует подходы к построению карт взаимодействия пользователя (CJM) и выявлению точек роста
Содержание учебной дисциплины
- Типы исследований
- Исследование рынка
- Исследования целевой аудитории
- Бриф и гипотезы
- Источники данных для гипотез
- Метрики удовлетворённости и лояльности
- Глубинные интервью
- Анализ и представление результатов глубинных интервью
- Формулирование уникального торгового предложения (USP)
- Количественные методы
- Анализ данных количественных опросов
- Маркетинговые исследования
- Методологии анализа пользовательского опыта
- Создание прототипов
- Модерируемые тесты пользовательского опыта
- Немодерируемые тесты пользовательского опыта и эвристики
- Практическое проведение тестирования пользовательского опыта
- Наблюдение за поведением пользователей и внутреннее тестирование продукта
- Организация хранения данных пользовательского опыта
- Проведение обсуждений и коллективный поиск решений
- Использование искусственного интеллекта в исследовательских задачах
- Проектирование пользовательского пути
- Дизайн-мышление
Элементы контроля
- Посещение занятийЭлемент является частью текущего контроля и имеет вес 10% от общей оценки за дисциплину. За каждое посещенное занятие начисляется 1 балл. Всего 12 занятий в рамках одного модуля (2 модуля - 24 занятия). Максимальный балл за посещение: 12 баллов.
- Активность на занятияхЗа каждое занятие студент может получить от 0 до 1 балла за активное участие в занятии, ответы на вопросы, взаимодействие с преподавателем и сокурсниками.
- Домашние заданиятекстовые работы, презентации или аналитические отчёты, в зависимости от содержания задания. Объём и структура указываются в условиях каждого задания.
- Итоговая работа по модулю 1провести комплексное исследование пользователей выбранного продукта Авито, сформулировать гипотезы и проверить их подходящими методами исследований. Работа направлена на развитие навыков анализа целевой аудитории, сбора данных, интерпретации информации и формулирования уникального торгового предложения (USP) на основе полученных инсайтов. Структура работы: 1. Описание продукта и его роли в экосистеме Авито 2. Анализ целевой аудитории, её болей и потребностей 3. Формулировка проверяемых гипотез 4. Бриф на исследование 5. Выбор и обоснование методологии исследования 6. План и проведение качественного исследования 7. План и проведение количественного исследования 8. Анализ полученных данных 9. Выводы и формулирование уникального торгового предложения (USP) 10. Дальнейшие шаги
- Итоговая работа по модулю 2спроектировать путь пользователя (CJM) выбранного продукта Авито, выявить боли, сформулировать решения и продемонстрировать их влияние на опыт взаимодействия. Работа направлена на развитие навыков применения UX-фреймворков, фасилитации, проектирования решений и аргументации изменений. Структура работы: ● Описание продукта и его роли в экосистеме Авито ● Анализ текущего состояния пользовательского пути ● Построение карты пользовательского пути (CJM) ● Выводы и рекомендации по дальнейшим действиям
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.15 * Активность на занятиях + 0.46 * Домашние задания + 0.15 * Итоговая работа по модулю 1 + 0.14 * Итоговая работа по модулю 2 + 0.1 * Посещение занятий
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- UX/UI дизайн для создания идеального продукта : полный и исчерпывающий гид, Шуваев, Я. А., 2023
Рекомендуемая дополнительная литература
- Philip Kotler, Kevin Keller, Delphine Manceau, & Aurélie Hemonnet-Goujot. (2019). Marketing Management (16e édition). Post-Print. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.hal.journl.hal.02176421
- UX - стратегия : чего хотят пользователи и как им это сделать, Леви, Дж., 2017
- Сториномика : маркетинг, основанный на историях, в пострекламном мире, Макки, Р., 2019
- Элементы опыта взаимодействия : веб - дизайн ориентированный на пользователя, Гарретт, Дж., 2018