Магистратура
2025/2026




Поведенческая экономика
Статус:
Курс по выбору (Прикладная социальная психология)
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Патоша Ольга Ивановна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Цель курса – ознакомить студентов с основными подходами и проблемами современной поведенческой экономики психологии как поля междисциплинарного взаимодействия экономистов и психологов, занимающихся исследованием человеческого поведения. Содержательная основа курса — результаты, полученные в когнитивной психологии, экономической теории и экспериментальном исследовании экономического принятия решений, вошедшие в арсенал современной науки о человеке в последние десятилетия. Программа состоит из 24 часов лекционных занятий (12 лекций) 36 часов семинарских занятий (18 семинаров) ов и практических занятий (экспериментов) - всего 60 контактных часов . Успешное освоение курса потребует также самостоятельной работы в виде чтения научной литературы и выполнения домашних работ. Предварительные требования к студентам: владение английским языком; знание основ математики в объеме стандартных курсов математического анализа и теории вероятностей; знание основ когнитивной психологии и/или экономической теории (микроэкономика). Оценка Оценка за курс будет определяться следующим образом: Домашние задания – 30% Работа в классе, включая участие в экспериментах – 10% Итоговый экзамен - 60%
Цель освоения дисциплины
- По итогам курса студенты должны ориентироваться в современной литературе по поведенческой экономике, экспериментальны методам, владеть основами теоретического и экспериментального подходов к анализу поведения, а также уметь анализировать реальное поведение людей в различных экономических ситуациях.
Планируемые результаты обучения
- знает объект и предмет исследования поведенческой эеономики, направления исследования
- знает особенности метода исследования в поведенческой экономике
- знает экономические и психологические теории, описывающие экономико-психологические аспекты монетарного поведения
- знает результаты экспериментальных исследований в области инвестирования и сбережений
- знает теории, объясняющие бедность и богатство, а также исследования в этой области
- знать эффекты нерационального потребительского поведения
- знать когнитивные искажения и эвристики, которые возникают при принятии решений потребителями
- уметь проводить анализ существующих практик продвижения с позиции учёта особенностей принятия решения потребителей
- знать экономико-психологические теории принятия решения
- знать закономерности формирования предпочтений
- знать эвристики и когнитивные искажения и экспериментальные исследования
- знает основные положения теории игр и практическое применение
Содержание учебной дисциплины
- Тема 3. Рациональность
- Тема 4. Предпочтения в условиях определенности и риска
- Тема 6. Алгоритмы и эвристики. Оценочные суждения. Принятие решений
- Тема 12. Поведенческая теория игр (базовая и поведенческая)
- Тема 12. Групповые взаимодействия
- Психология поведения потребителей с позиции поведенческой экономики
- Поведенческая экономика как междисциплинарная область научного знания
- Поведенческая экономика и отношение к деньгам
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.1 * Активность + 0.1 * Активность + 0.2 * Презентация + 0.2 * Презентация + 0.4 * Проект
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Angner, E. (2016). A Course in Behavioral Economics 2e (Vol. 2nd ed). Basingstoke: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1524094
- Захаров Н.И. - Поведенческая экономика или почему в России хотим как лучше, а получается как всегда - 978-5-16-012579-4 - НИЦ ИНФРА-М - 2022 - https://znanium.ru/catalog/product/1775391 - 1775391 - ZNANIUM
- Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт, Поддьяков, А. Н., 2006
- Когнитивная психология : учебник для вузов, Блинникова, И. В., 2002
- Объяснение социального поведения: еще раз об основах социальных наук, Эльстер, Ю., 2011
- Поведение потребителей, Блэкуэлл, Р., 2010
- Поведенческая экономика : почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом, Ариели, Д., 2013
- Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, Канеман, Д., 2005
- Экономическая психология собственности и денег, принятия экономических решений, торговли и рекламы, Гарбер, И. Е., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
- Восприятие брендов и стратегии потребительского поведения, Антонова, Н. В., 2017
- Экономическая психология : учеб. пособие, Дейнека, О. С., 1999