Бакалавриат
2025/2026




Научно-исследовательский семинар: социальная теория модерна
Статус:
Курс по выбору (Политология)
Кто читает:
Департамент политики и управления
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Курс призван показать историю развития социальной теории после Великой Французской революции 1789 года как развитие проблематики, рождающейся из осмысления корневых для зарождения модерна событий и теорий рубежа XVIII-XIX веков и указывает, как широко понимаемое “наследие Гегеля” обуславливает многие моменты нашего современного языка, понятий и категорий политического и социального. Курс демонстрирует, как и для чего основатели позитивизма создавали основы языка и методологии современных социальных наук в ходе непрерывных дискуссий и критики сторонников и противников гегельянства. Именно из этих интерпретаций и их споров рождается то, что мы называем в XX веке социальными и политическими науками, которые говоря о “власти”, “транзите”, “обществе”, “структуре”, “индивиде”, “субъекте”, “методе исследования” на самом деле тянут за собой ещё и вопросы о “науке”, “современности”, “революции”, “истине”, “разуме”, “Абсолюте”, “свободе”, “тождественности”, “подлинности” и т.д.. Курс восполняет лакуну, которая образовалась в ходе того, что современные узконаправленные социальные дисциплины, постоянно развивающие и совершенствующие свои методы работы с данными, обращают мало внимания на значение генеалогии собственной методологии и, за редкими исключениями, не могут расположить самих себя в рамках исторических дебатов, описать свое место в рамках традиции социальной теории модерна и понять научные, практические и социальные последствия занятия в ней того или иного положения. Курс же в этой перспективе призван ответить на вопрос где мы, как тотальность современной социальной теории и как каждый отдельный ее момент, находимся. Курс устанавливает для учащихся то, как и зачем возможно занятие и изучение социальной теорией сейчас с учётом “восстановления” в памяти имён, проблем и тем XVIII-XXI веков.
Цель освоения дисциплины
- Формирование непротиворечивого и понятного представления о том, каким образом стала возможна теория рассматривающая, анализирующая и предъявляющая критические замечания к “социальному” на протяжении XVIII-XXI вв..
Планируемые результаты обучения
- Имеет теоретические способности к концептуальному и понятийному мышлению в историческом и современном контексте с опорой на знание интеллектуальной генеалогии и методологии социальной теории XVIII-XXI вв.
- Способен расширять фокус внимания в теоретических дисциплинах от "политического" до "социального" и тем самым понимать генеалогию различных методологических и теоретических установок
- Владеет основными понятиями, категориями, концепциями социальной теории модерна и может использовать их в различных областях политических и социальных исследований.
Содержание учебной дисциплины
- Великая Французская революция и её интеллектуальные спутники (зарождение социальной теории модерна)
- Зарождение левой социальной теории и левое гегельянство
- Позитивизм и рождение современной науки из духа Гегеля
- Социальная теория fin de siecle
- Первая Мировая и кризис модерна
- Марксизм после 1917 года. Практика теории
- Марксизм после 1917 года. Теория практики
- Французское неогегельянство
- Послевоенная социальная мысль
- Социальная теория и социальные науки
- Социальная теория в глобальном мире
- STS и рефлексивная социология
- Современная немецкая социальная теория
- Англоязычная теоретическая социология и structure agency debate
- Альтернативные варианты социальной теории современности
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Участие в дискуссиях на семинарах + 0.2 * Участие в дискуссиях на семинарах + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бессолицын, А. А. «Кино эпохи модерна» (Акционерные кинематографические компании в России в начале XX века) : монография / А.А. Бессолицын. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 195 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/2145830. - ISBN 978-5-16-019929-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2145830
- Великая Французская революция в советской историографии, Гордон, А. В., 2009
- Креленко, Н. С. История культуры: от Возрождения до модерна : учеб. пособие / Н.С. Креленко. — М. : ИНФРА- М, 2019. — 320 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/ 704. - ISBN 978-5-16-006591-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1018776
- Социальная теория : 20 вводных лекций, Йоас, Х., 2014
- Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006
- Французская революция : история, Карлейль, Т., 1991
- Французская революция, Бовыкин, Д. Ю., 2024
- Французская революция, Матьез, А., 1995
- Харви, Д. Состояние постмодерна. Исследование истоков культурных изменений / Д. Харви, пер. с англ. Н. Проценко; Под науч. ред. А. Павловой. - Москва : Изд. дом ВШЭ, 2021. - 557 с. - ISBN 978-5-7598-2257-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2034526
Рекомендуемая дополнительная литература
- Поломошнов, А. Ф. Гуманизм и идентичность: испытание постмодерна : монография / А. Ф. Поломошнов, П. А. Поломошнов. — Персиановский : Донской ГАУ, 2020. — 160 с. — ISBN 978-5-98252-363-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148557 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас : учеб. пособие, , 1995