• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Нейротехнологии

Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Программа курса охватывает передовые достижения в области технологий по изучению нервной системы человека и животных. Участники курса получат знания о современных нейротехнологиях, таких как оптогенетика, термогенетика, хемогеника, экзопротезирование, интерфейсы мозг-компьютер, нейровизуализация и когнитивные технологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у обучающихся системное представление о современной нейротехнологии как о междисциплинарной области на стыке нейронаук. Освоить базовые нейробиологические концепции, необходимые для работы с нейротехнологиями (принципы нейрональной активности, синаптической передачи и тд).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • способен анализировать молекулярно-клеточные механизмы синаптической передачи и пластичности
  • может сравнить и выбрать современные инвазивные методы исследования нейронной и глиальной активности
  • способен интерпретировать данные, полученные неинвазивными и экстраклеточными методами
  • разрабатывает стратегию экспериментального исследования нейропатологии или когнитивного процесса, интегрируя разные методы
  • Проанализировать молекулярно-клеточные механизмы синаптической передачи и пластичности, объясняя их роль в процессах обучения, памяти и адаптации нервной системы на примере долговременной потенциации (LTP) и депрессии (LTD).
  • Сравнить и выбрать современные инвазивные методы исследования нейронной и глиальной активности (пэтч-кламп, внутриклеточная регистрация, оптогенетика, двухфотонная микроскопия) для решения конкретных экспериментальных задач, связанных с изучением ионных каналов, потенциалов действия и кальциевой сигнализации.
  • Интерпретировать данные, полученные неинвазивными и экстраклеточными методами (ЭЭГ, фМРТ, МЭГ, регистрация полевых потенциалов и активности единичных нейронов), для оценки интегративной деятельности мозга, выделения паттернов нейронных ансамблей и диагностики функциональных состояний.
  • Разработать стратегию экспериментального исследования нейропатологии или когнитивного процесса, интегрируя методы адресной доставки (вирусы, CRISPR), визуализации (генетически кодируемые сенсоры, витальные красители), манипуляции активностью (оптогенетика, химиогенетика) и анализа эпигенетических изменений на соответствующих модельных организмах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Внутриклеточные исследования работы нервной системы
  • Методы изучения внутриклеточной и мембранной активности нейронов, ионные каналы
  • Методы изучения внутриклеточной и мембранной активности глиальных элементов мозга
  • Экстраклеточная регистрация активности нейронов, фокальная и суммарная активность
  • Неинвазивные методы регистрации активности мозга
  • Витальные красители и сенсоры, генетически кодируемые сенсоры
  • Адресная доставка ГКС и генетических конструктов.
  • Основные эпигенетические регуляторы нервной системы и регуляция памяти
  • Экспериментальные модели нейропатологий
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Доклад
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.3 * Доклад + 0.4 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ковалева, А. В.  Нейрофизиология, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем : учебник для среднего профессионального образования / А. В. Ковалева. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 365 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00719-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537998 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Duane E. Haines, & Gregory A. Mihailoff. (2018). Fundamental Neuroscience for Basic and Clinical Applications E-Book. Philadelphia, PA: Elsevier. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1616581

Авторы

  • Мартынова Ольга Владимировна
  • Яхина Мария Рафаиловна