Магистратура
2025/2026




Научно-исследовательский семинар "Анализ фильма"
Статус:
Курс обязательный (Культурные исследования)
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Шулятьева Дина Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Курс "Анализ фильма" предполагает изучение основных подходов и методов анализа, а также теории фильма в исторической перспективе. Студентам предлагается рассмотреть фильм в трех измерениях (визуальном, аудиальном и словесном) и отработать навыки критического анализа и академического письма при работе с кинематографическим материалом. Курс предполагает также изучение фильма в широком спектре интермедийных связей (кинематограф, литература, фотография, театр, радио) как с точки зрения теории (взаимодействие теорий различных искусств, их взаимообмен и взаимообогащение), так и с точки зрения сопоставительного анализа материала (взаимопроникновение различных медиумов и адаптация свойств других искусств). Курс предназначен только для студентов-культурологов.
Цель освоения дисциплины
- Изучение основных подходов к анализу фильма, освоение актуальных теоретических концепций, позволяющих работать с современным аудиовизуальным материалом
Планируемые результаты обучения
- Знать виды звука в кино, их функции и возможности.
- Знать концепцию Ж. Делеза об устройстве кинематографа
- Знать нарративные конструкции, используемые в экспериментальном кино
- Знать основные теории кино в метафорах
- Знать основные теории монтажа в исторической динамике
- знать основные элементы визуальной репрезентации фильма
- Знать теории В. Собчак, Л. Маркс.
- Иметь представление о развитии кинематографа как технологии, основных этапах развития истории и теории кино.
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Фильм: визуальная и звуковая репрезентация. Основные этапы развития кино как технологии. Развитие теории кино.
- Основные категории визуальной репрезентации фильма
- Монтаж в теории и истории кино.
- Нарратив в экспериментальном кино
- Звук в кино
- Теория кино в метафорах: окно, рамка, глаз, зеркало, дверь, порог
- Теория Ж. Делеза
- Гаптическая визуальность
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.15 * Activity + 0.15 * Activity + 0.2 * Colloquium + 0.1 * Defence + 0.25 * Essay + 0.1 * Report + 0.05 * Оппонирование
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Harbord, J. (2002). Film Cultures. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251425
- Nowell-Smith, G. (1997). The Oxford History of World Cinema. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=287585
- Pethő, A. (2011). Cinema and Intermediality : The Passion for the In-between. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=522802
- Toby Miller, & Robert Stam. (2008). A Companion to Film Theory. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231749
Рекомендуемая дополнительная литература
- Abel, R. (2005). Encyclopedia of Early Cinema. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=106201
- Kilbourn, R. J. A. (2010). Cinema, Memory, Modernity : The Representation of Memory From the Art Film to Transnational Cinema. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=653625
- Mactaggart, A. (2010). The Film Paintings of David Lynch : Challenging Film Theory. Bristol: Intellect. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=320650