Бакалавриат
2025/2026





Культура, технология и медиа
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Миловидов Станислав Вячеславович
Язык:
русский
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс ориентирован на эксперименты с технологиями и инновационными форматами в медиасфере, помогает приобрести опыт работы с новыми теоретическими подходами и практиками на стыке культуры и цифровых индустрий. В рамках курса обучающиеся творчески исследуют разнообразные технологии, заново осмысляют использование программного и аппаратного обеспечения и осваивают методы разработки и реализации авторских медиапроектов. Особый акцент — на экспериментах и поиске нестандартных решений: ожидаются оригинальный подход, изобретательность и умение предлагать новаторские идеи.
Цель освоения дисциплины
- Изучить, как технологические медиа формируют культурные практики и общественные ценности.
- Освоить модели участия/интеракции и их этические рамки.
- Научиться проектировать и презентовать прототипы медиа-решений под конкретные контексты.
- Научиться формулировать и оценивать культурный импакт медиа-технологий.
Планируемые результаты обучения
- объясняет различия между медиаискусством, медиакультурой и технологической культурой;
- анализирует кейсы с точки зрения участия, этики данных и импакта медиа-технологий;
- проектирует интерактивный прототип (дизайн взаимодействия, сценарии, минимальные метрики);
- аргументирует выбор инструментов/архитектуры;
- подготавливает публичную защиту с критической рефлексией;
- применяет полевые/эмпирические методы (дневники, скринкасты, наблюдения) для верификации гипотез.
Содержание учебной дисциплины
- Введение: культура технологий медиа
- Медиаискусство: формы, инструменты, эстетики
- Медиакультура: производство, потребление, конвергенция
- Технологическая культура и социальные изменения
- Взаимодействие и участие: дизайн интеракции
- Общественный импакт и культурная политика
- Проектная лаборатория
Элементы контроля
- ПосещаемостьЭта форма контроля предполагает присутствие и участие в аудиторной работе, не требующей предварительной подготовки.
- Проектный трек
- Полевое исследование
- Аудиторные спринты
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.3 * Аудиторные спринты + 0.2 * Полевое исследование + 0.1 * Посещаемость + 0.4 * Проектный трек
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Jenkins, H. (2006). Convergence Culture : Where Old and New Media Collide. New York: NYU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1020918
- Manovich, L. (2002). The Language of New Media (Vol. 1st MIT Press pbk. ed). Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=138702
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bishop, C. (2012). Artificial Hells : Participatory Art and the Politics of Spectatorship. [Place of publication not identified]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1694865
- David Jay Bolter, & Richard Grusin. (2011). Inmediacy, hypermediation, remediation. Cuadernos de Información y Comunicación, 16(0), 29–57. https://doi.org/10.5209/rev_CIYC.2011.v16.2
- Hepp, A., & Tribe, K. (2013). Cultures of Mediatization. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=572571