• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Культура, технология и медиа

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс ориентирован на эксперименты с технологиями и инновационными форматами в медиасфере, помогает приобрести опыт работы с новыми теоретическими подходами и практиками на стыке культуры и цифровых индустрий. В рамках курса обучающиеся творчески исследуют разнообразные технологии, заново осмысляют использование программного и аппаратного обеспечения и осваивают методы разработки и реализации авторских медиапроектов. Особый акцент — на экспериментах и поиске нестандартных решений: ожидаются оригинальный подход, изобретательность и умение предлагать новаторские идеи.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить, как технологические медиа формируют культурные практики и общественные ценности.
  • Освоить модели участия/интеракции и их этические рамки.
  • Научиться проектировать и презентовать прототипы медиа-решений под конкретные контексты.
  • Научиться формулировать и оценивать культурный импакт медиа-технологий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • объясняет различия между медиаискусством, медиакультурой и технологической культурой;
  • анализирует кейсы с точки зрения участия, этики данных и импакта медиа-технологий;
  • проектирует интерактивный прототип (дизайн взаимодействия, сценарии, минимальные метрики);
  • аргументирует выбор инструментов/архитектуры;
  • подготавливает публичную защиту с критической рефлексией;
  • применяет полевые/эмпирические методы (дневники, скринкасты, наблюдения) для верификации гипотез.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: культура технологий медиа
  • Медиаискусство: формы, инструменты, эстетики
  • Медиакультура: производство, потребление, конвергенция
  • Технологическая культура и социальные изменения
  • Взаимодействие и участие: дизайн интеракции
  • Общественный импакт и культурная политика
  • Проектная лаборатория
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
    Эта форма контроля предполагает присутствие и участие в аудиторной работе, не требующей предварительной подготовки.
  • неблокирующий Проектный трек
  • неблокирующий Полевое исследование
  • неблокирующий Аудиторные спринты
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.3 * Аудиторные спринты + 0.2 * Полевое исследование + 0.1 * Посещаемость + 0.4 * Проектный трек
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Jenkins, H. (2006). Convergence Culture : Where Old and New Media Collide. New York: NYU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1020918
  • Manovich, L. (2002). The Language of New Media (Vol. 1st MIT Press pbk. ed). Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=138702

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bishop, C. (2012). Artificial Hells : Participatory Art and the Politics of Spectatorship. [Place of publication not identified]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1694865
  • David Jay Bolter, & Richard Grusin. (2011). Inmediacy, hypermediation, remediation. Cuadernos de Información y Comunicación, 16(0), 29–57. https://doi.org/10.5209/rev_CIYC.2011.v16.2
  • Hepp, A., & Tribe, K. (2013). Cultures of Mediatization. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=572571

Авторы

  • Уваров Федор Максимович