Бакалавриат
2025/2026





Нейробиология развития
Статус:
Курс обязательный (Когнитивная нейробиология)
Кто читает:
Базовая кафедра Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН
Где читается:
Факультет биологии и биотехнологии
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Сысоева Ольга Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе “Нейробиология развития” будет рассказано о том, как нейробиологические методы и открытия были, могут или должны быть использованы для решения фундаментальных теоретических вопросов, касающихся развития когнитивных способностей. Будут освещены молекулярно-генетические и нейрофизиологические механизмы развития психических функций в разных возрастных периодах, рассмотрена роль опыта и врожденной биологической предрасположенности. Тематические области будут включать сенсомоторное развитие, восприятие, язык и речь, память, исполнительные функции, а также социальное взаимодействие. Изучаемые нейробиологические методы будут включать МРТ, магнитно-резонансную томографию, ЭЭГ, МЭГ, NIRS, исследования повреждений и электрофизиологию.
Цель освоения дисциплины
- Понимание нейробиологических основ когнитивного развития через овладение основными понятиями и теориями нейробиологии, относящимися к развитию когнитивных способностей в разных возрастах, изучение роли врожденных биологических предрасположенностей и приобретенного опыта в когнитивном развитии.
- Анализ конкретных тематических областей через изучение нейробиологических механизмов, лежащих в основе восприятия, навигации, языка, исполнительных функций, памяти, процессов социального познания и эмоционального развития.
- Понимание нейробиологических методов через изучение роли таких методов нейробиологического исследования, как МРТ, ЭЭГ, МЭГ, NIRS и электрофизиология, изучение их преимуществ и недостатков
- Применение теоретических знаний на практике через интерпретацию результатов нейробиологических исследований в ходе подготовки самостоятельных презентаций.
Планируемые результаты обучения
- владеет знаниями об основных этапах развития нервной системы в онтогенезе
- способен к анализу конкретных тематических областей через изучение нейробиологических механизмов развития человека
- демонстрирует понимание основ нейробиологических методов для изучения развития мозга и психики человека
- Способен к применению теоретических знаний на практике через интерпретацию результатов нейробиологических исследований в ходе подготовки самостоятельных презентаций
Содержание учебной дисциплины
- Введение в курс. Анатомическое и физиологическое развитие ЦНС. Основные теории и методы нейробиологии развития.
- Сенсомоторное развитие, базовое восприятие
- Память, внимание и научение, когнитивный контроль
- Развитие языка и речи
- Социальное и эмоциональное развитие
- Атипичное развитие
- Старение
Элементы контроля
- Testтестирование (после первого блока про развитие ЦНС и после второго блока про функции)
- оппонирование на докладах, активность на занятиях
- Подготовка презентации по теме курса
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.3 * Test + 0.5 * Подготовка презентации по теме курса + 0.2 * оппонирование на докладах, активность на занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Juan Pascual-leone, & Janice Johnson. (1999). Methods of Task Analysis in Cognitive Development. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2BF05F9
- Ludlow, A., & Gutierrez, R. (2014). Developmental Psychology. Basingstoke: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1522926
- Венгер, А. Л. Клиническая психология развития : учебник и практикум для вузов / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 312 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03304-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562412 (дата обращения: 04.07.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Vygotsky’s developmental psychology. (1986). Psychological Reports, 59, 527–536. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.openaccess.leidenuniv.nl.1887.10512