• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Современное образование: подходы и практики

Статус: Майнор
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Майнор разработан для тех, кто рассматривает возможность стать современным преподавателем или просто хочет получить универсальный навык эффективно передавать свои знания другим людям, инициировать и сопровождать их обучение и развитие. Подобно тому как выдающийся спортсмен не всегда становится хорошим тренером, отличных знаний в своей профессии недостаточно, чтобы быть преподавателем. Это особенно очевидно сейчас, когда благодаря развитию интернета, знания в самых разных областях стали доступны как никогда, и на первый план выходит обладание навыком помощи в их освоении. Наш майнор познакомит вас с современными методами и технологиями обучения, принципами дизайна учебных курсов, особенностями передачи знаний людям разных возрастов и лучшими практиками преподавания, использующимися в России и за рубежом от детского сада до вуза. В конечном итоге вы сможете уверенно войти в любую аудиторию в качестве педагога или преподавателя, основать свой образовательный стартап. И вы сможете применять современные цифровые инструменты и технологии в образовательной практике с учетом целей и содержания образования, возраста и индивидуальных особенностей обучающихся. По итогам майнора студенты будут иметь льготы при поступлении на программу магистратуры «Педагогическое образование». Образование сегодня во многом определеяет будущее - завтра каждого из нас и всех вместе. При этом образование - как оно организовано, какое содержание в себе несет, во многом пришло из прошлого. Что такое "современное образованеи"? Чему оно должно отвечать? Как из прошлого в настоящем опережать будущее? Какие подходы и практики в образовании передовые? Каково будущее образования? Над этими вопросами будет вестись дискуссия на курсе с опорой на актуальные исследования, разработки и практики образования. Курс выстроен "сверху вниз": от высшего образования к детскому саду - по всем ступеням образования. Особое внимание уделяется цифровизации образования с учетом уровня образования - возможностям и ограничениям цифровых средств обучения. Лекции ведутся исследователями и разработчиками современных подходов и технологий в образовании, руководителями образовательных организаций различных ступеней образования - как встреча с новыми горизонтами образования "от первого лица". На семинарских занятиях будут на себе применяться различные подходы и технологии образования, применяемые в различных педагогических системах. Это позволит студентам пережить вариативные технологии обучения на себе, в пробном действии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представления о всех элементах системы образования. Ознакомление с современными образовательными технологиями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Готовы использовать основные цифровые инструменты для проектирования занятий
  • Называют задачи и сложности организации обучения в основной школе. Анализируют системы образования в основной школе в зависимости от педагогической системы и национальной системы образования
  • Особенности организации игры как основы образовательной деятельности в дошкольном учреждении
  • Оценка задания по критериям
  • Представляют и различают модели организации обучения в старшей школе. Анализируют различные модели организации старшей школы в зависимости от педагогической системы и национальной системы образования
  • Различные системы образования: авторские, национальные
  • Сравнение некоторых педагогических систем одного временного периода, но в разных странах
  • Студенты знакомы со структурой курса, готовы к выполнению заданий.
  • Студенты имеют представление о развитии системы высшего образования. Переход на Болонскую систему. Перспективы развития
  • Студенты перечисляют основные признаки дошкольного образования как части системы образования
  • Студенты называют основные этапы истории развития системы дополнительного образования. Перечисляют основные компоненты современной системы дополнительного образования
  • Студенты представляют свое итоговое задание (разработанное занятие) в соответсвии с представленными критериями.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция. Представление программы
  • Актуальные проблемы развития систем высшего образования. Включение как ступени высшего образования аспирантуры
  • Про цифровые инструменты и цифровую дидактику в высшем образовании
  • Старшая школа: современные модели. Лицей ВШЭ – логика развития
  • Средняя школа
  • Общее, высшее образование
  • Международные системы образования
  • Начальная школа
  • Дошкольное образование
  • Дополнительное образование
  • Тренинг по коммуникации
  • Современные методики обучения.
  • Образ учителя в современной культуре
  • Современные методики обучения
  • Об образовании в современном мире
  • Об образовании в исторической логике развития
  • Итоговое занятие
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
    Активность учитывается на семинарских и на лекционных занятиях
  • неблокирующий Итоговое задание
    Необходимо спланировать и провести занятие для своих одногруппников на любую тему с применением рассмотренных на семинарах образовательных технологий и цифровых инструментов. В плане занятия необходимо указать цели, образовательные результаты, этапы занятия и время их проведения, формулировки заданий и их критерии оценки, действия учеников, домашнее задание, разработать необходимые приложения к занятию (презентация/распечатки, цифровой ресурс и др). Занятие проводится в паре. Каждой паре на раскрытие своей темы отводится не более 20 минут. Занятие может быть разработано для любой ЦА. Каждый студент должен в паре провести фрагмент своего занятия, оценить работу своих одногруппников по предложенным критериям, выполнить самооценку. В случае невыполнения взаимооценки хотя бы для 3-х пар, студент теряет 2 балла из общей оценки. В случае невыполнения самооценки, студент теряет 2 балла из общей оценки. Оценка выставляется на основе трех составляющих: 1) Оценка от преподавателя – 0,9 от итоговой оценки 2) Оценка от одногруппников – 0,1 от итоговой оценки 3) Самооценка – зачет/незачет Важно! Без выступления на паре, задание оценивается в 0 баллов. Допускается использование ИИ при формулировке образовательных результатов и разработке заданий. Задание подлежит пересдачи в период пересдач
  • неблокирующий Задание 1
    Задание 1.1 К занятию необходимо прочитать одну из книг, предложенную семинаристом. В процессе чтения вам необходимо ответить на вопросы, указанные в таблице. Обратите внимание, вопросы отличаются, в зависимости от выбранной книги. Ваши ответы должны подкрепляться 2-3 примерами из книг: конкретными цитатами или кратким описанием. Задание 1.2 На паре вам необходимо принимать активное участие в обсуждении, используя свои заметки из таблицы. Обратите внимание, ваша активность оценивается! В конце семинара вам будет предложено написать небольшое рефлексивное эссе по предложенному на семинаре вопросу. При ответе на вопрос важно опираться на цитаты из произведения, а также на свой личный опыт. Объем: 1 страница А4. Время выполнения задания: 25 минут. Обратите внимание на критерии оценивания данного задания. По итогам обсуждения в ходе семинара необходимо будет представить письменный ответ на вопрос (время на ответ 20-25 минут). Это идет в зачет общей оценки за это задание. Важно! Использование ИИ при выполнении задания запрещено. Работы, которые не пройдут проверку на использование ИИ, будут оценены в 0 баллов. После дедлайна работа проверке не подлежит.
  • неблокирующий Задание 2
    Необходимо прописать план занятия на любую тему с применением модели смешанного обучения (перевернутый класс, ротация станций и др). Занятие может быть разработано для любой ЦА. В плане занятия необходимо указать, какую модель смешанного обучения вы выбрали и как она соотносится с целями занятия, указать цели, образовательные результаты, этапы занятия и время их проведения, формулировки заданий и их критерии оценки, действия учеников. Приложение листов для работы/ссылок/презентаций опционально, оценивается дополнительными двумя баллами. Важно! Допускается использование ИИ при формулировке образовательных результатов и разработке заданий. После дедлайна работа проверке не подлежит.
  • неблокирующий Задание 3
    Необходимо составить одно задание и реализовать его с помощью цифровых технологий. При составлении задания нужно указать: для какой ЦА оно подходит, в рамках какого предмета и какой темы может быть реализовано, какое место занимает в структуре занятия (на каком этапе реализуется), на какой образовательный результат нацелено, формулировка задания, его разработка на цифровой платформе, критерии оценки, преимущества и недостатки использования текущей цифровой платформы, указание дополнительных ресурсов, на которых оно может быть реализовано. Примерное оформление листа для сдачи: Описание задания/ формулировка: Для какой ЦА: Какое место занимает в структуре занятия (на каком этапе реализуется): Какой образовательный результат проверяет/формирует: Описание платформы, на которой разработано задание: Ссылка на задание: Описание критериев оценки: Преимущества и недостатки платформы: Альтернативные платформы, на которых может быть реализовано задание: Важно! При разработке задания и критериев оценивания допускается использование ИИ. После дедлайна работа проверке не подлежит.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.1 * Активность на занятиях + 0.2 * Задание 1 + 0.2 * Задание 2 + 0.2 * Задание 3 + 0.3 * Итоговое задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Высшее образование в цифровую эпоху - 978-5-7598-1518-1 - Боуэн Уильям Г. - 2018 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362057 - 362057 - iBOOKS
  • Косарецкий Сергей Геннадьевич, Куприянов Борис Викторович, & Филиппова Дарья Сергеевна. (2016). Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.92B5C45C
  • Образование: Очень краткое введение - 978-5-7598-1323-1 - Томас Г. - 2016 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/353006 - 353006 - iBOOKS
  • Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : учеб. для высш. и сред. учеб. заведений, Котова, И. Б., 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ловушки преподавания - 978-5-7598-1520-4 - Коэн Д.К. - 2017 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362068 - 362068 - iBOOKS

Авторы

  • Крякин Евгений Николаевич
  • Овакимян Елена Вячеславовна
  • Пестрикова Екатерина Алексеевна
  • Обухов Алексей Сергеевич