• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Теория эволюции

Статус: Курс обязательный (Клеточная и молекулярная биотехнология)
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Представляемый образовательный курс «Теория эволюции» предлагает принципиально новый взгляд на классическую теорию эволюции, выводя его за традиционные рамки палеонтологии и популяционной генетики. Основная цель проекта — сформировать у слушателей целостное понимание эволюции как универсального процесса, который проявляется не только в макроскопических изменениях организмов, но и на фундаментальных уровнях организации жизни: в молекулярных взаимодействиях, клеточных механизмах и архитектуре нервных систем. Данный курс предназначен для студентов биологических, биохимических и медицинских специальностей, уже знакомых с основами дарвинизма и синтетической теории, и стремится углубить их знания, показав глубокую связь между, казалось бы, разными биологическими дисциплинами. Актуальность курса обусловлена стремительным развитием молекулярной биологии и нейронаук, которые предоставляют всё новые данные для переосмысления эволюционных принципов. Современный биолог должен понимать, как давление отбора формирует не только фенотип, но и работу ионных каналов, эффективность ферментов и пластичность нейронных сетей. Наш курс отвечает на эту потребность, прослеживая непрерывную линию эволюции от самых её истоков — случайных мутаций в ДНК — до высших проявлений разума и социального поведения. Программа курса построена по принципу восхождения от простого к сложному. Первые модули посвящены анализу молекулярных основ наследственности и изменчивости, где ключевыми темами станут эволюция белковых семейств, роль дупликаций генов и происхождение ключевых клеточных систем, таких как цитоскелет и аппарат апоптоза. Особое внимание уделяется эволюции механизмов клеточной коммуникации, что является базисом к пониманию возникновения нервной системы. Вторая часть курса фокусируется на нейробиологической составляющей: как из простых реакций одноклеточных на внешние стимулы окружающей среды возникают ответы, а позже специализированные нейроны, как эволюционируют сенсорные системы для формирования все более точной картины мира и как отбор конструирует нейронные контуры, лежащие в основе обучения, памяти и принятия решений. Логическим завершением становится обсуждение эволюции социального интеллекта и возникновения культуры как нового, внегенетического фактора эволюции человека. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Теории эволюции», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, обучающихся по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 06.03.01 Биология; Образовательной программой «Клеточная и молекулярная биотехнология» и объединенным учебным планом по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Данная учебная дисциплина включена в раздел «Профессиональный цикл» Учебного плана 06.03.01 Биология и относится к базовой профильной части. Осваивается на 3 курсе в 1-2 модулях. Изучение данной дисциплины базируется на результатах освоения дисциплины «Структурная и эволюционная ботаника», «Зоология беспозвоночных животных», «Зоология позвоночных животных», «Физиология растений», «Физиология животных и человека». Основные положения дисциплины «Теории эволюции» будут использоваться в рамках изучения дисциплин «Современные методы биотехнологии», «Эволюционная биология развития» и др., а также при прохождении практик на 3-4 курсах образовательной программы «Клеточная и молекулярная биотехнология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Главная цель: сформировать у обучающихся целостное, интегративное понимание теории эволюции как всеобъемлющего процесса, определяющего развитие и усложнение жизни на всех уровнях ее организации — от молекулярного и клеточного до когнитивного и поведенческого: • Углубить и расширить базовые эволюционные концепции, перенеся фокус с популяционно-видового уровня на молекулярно-клеточный. Показать, как фундаментальные принципы изменчивости, наследственности и естественного отбора проявляются в эволюции белков, клеточных органелл и метаболических путей. • Раскрыть молекулярные и клеточные механизмы как основной субстрат для эволюционных преобразований. Сформировать понимание того, как мутации, дупликации генов и горизонтальный перенос служат материалом, а механизмы клеточной сигнализации и коммуникации — платформой для возникновения принципиально новых функций. • Проследить эволюционное происхождение и развитие нервной системы как кульминации адаптации. Продемонстрировать, как из простых систем клеточной реакции на стимулы возникают сложные сенсорные органы, архитектура мозга и лежащие в их основе молекулярные каскады. • Обосновать эволюционный подход к объяснению высшей нервной деятельности и поведения. Связать в единую систему такие явления, как эволюция инстинктов, обучения, социального интеллекта и происхождение языка, с фундаментальными биологическими механизмами, показывая их адаптивную ценность. • Развить навыки критического анализа современных научных данных из области эволюционной биологии, клеточной биологии и нейробиологии. Научить студентов видеть за сложными экспериментальными фактами действие универсальных эволюционных принципов и формулировать собственные гипотезы. • Сформировать представление о современном состоянии и перспективах эволюционной биологии, включая ее роль в решении прикладных задач в биотехнологии, медицине (эволюция резистентности, иммунитет) и в осмыслении этических проблем, связанных с направленной эволюцией и генной инженерией.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать и понимать историю и развитие ключевых эволюционных теорий: классический дарвинизм (Ч. Дарвин), синтетическая теория эволюции (СТЭ, Ф. Добржанский, Э. Майр), теория прерывистого равновесия (Н. Элдридж, С. Гоулд) и нейтральную теорию молекулярной эволюции (М. Кимура).
  • Знать и понимать как эти теории объясняют эволюцию на клеточном уровне (возникновение эукариот, происхождение органелл, эволюция молекулярных машин).
  • Знать и понимать как принципы СТЭ и нейтральной теории применяются для объяснения эволюции нервной системы (дупликация генов рецепторов и ионных каналов, кооптация белков для синаптической передачи).
  • Уметь анализировать и сопоставлять объяснительный потенциал разных эволюционных теорий (дарвинизм, нейтрализм, прерывистое равновесие) применительно к конкретным молекулярным и нейробиологическим данным.
  • Уметь аргументировано применять основные положения СТЭ и нейтральной теории для прогнозирования и интерпретации паттернов эволюции генов, белков и нейронных сетей.
  • Уметь критически оценивать современные научные публикации, определяя, в рамках какой эволюционной парадигмы работают авторы.
  • Владеть терминологическим аппаратом ключевых эволюционных теорий для грамотного обсуждения механизмов эволюции клеточных и нейронных систем.
  • Владеть навыком сравнительного анализа для объяснения разнообразия молекулярных механизмов у разных таксонов через призму дарвиновского отбора, нейтральной эволюции или гибридных моделей.
  • Владеть принципами научной дискуссии о вкладе различных теорий (дарвинизм, кимуровский нейтрализм) в объяснение сложности мозга и поведения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Эволюция: больше, чем происхождение видов
  • Тема 2: Молекулярные основы наследственности и изменчивости: от мира РНК к эволюционному усложнению
  • Тема 3: Эволюция белков и клеточных функций: от первичных структур к биологической сложности
  • Тема 4: Эволюция клеточной сигнализации и коммуникации: от химической чувствительности к протосинапсам
  • Тема 5: Эволюция иммунной системы: молекулярные механизмы антигенного распознавания и диверсификации
  • Тема 6: Происхождение и эволюция нервной системы: от клеточной возбудимости к нейрональным сетям
  • Тема 7: Эволюция сенсорных систем: адаптация и дивергенция рецепторных аппаратов в свете классических эволюционных теорий
  • Тема 8: Эволюция поведения и обучения: от инстинктов к пластичности в контексте классических эволюционных теорий
  • Тема 9: Эволюция познания и социального мозга: гипотеза социального интеллекта в свете классических эволюционных теорий
  • Тема 10: Эволюционные субстраты антропогенеза: культура, технологии и человеческий фактор как движущие силы направленной трансформации вида
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.3 * Контрольная работа 1 + 0.4 * Контрольная работа 2 + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Проверочные задания по теории эволюции. Учебно-методическое пособие по дисциплинам «Теория эволюции», «Эволюция органического мира», «История биологии» - 978-5-9907123-6-2 - Кузнецова Н.А., Шаталова С.П. - 2015 - Москва: Прометей - https://ibooks.ru/bookshelf/352678 - 352678 - iBOOKS
  • Северцов, А. Н.  Этюды по теории эволюции: индивидуальное развитие и эволюция / А. Н. Северцов. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 252 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08030-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564968 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Северцов, А. С.  Теории эволюции : учебник для вузов / А. С. Северцов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 384 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07288-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561407 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Карпова, Л. В. Краткий курс теории эволюции : учебное пособие / Л. В. Карпова, В. И. Грязева, В. В. Кошеляев. — Пенза : ПГАУ, 2018. — 201 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/131103 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Мартынова Ольга Владимировна
  • Яхина Мария Рафаиловна