• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Филология в системе современного гуманитарного знания

Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Филология в системе современного гуманитарного знания» формирует у студентов представление об истории целого ряда филологических и родственных им дисциплин и практик: языкознания, литературоведения, текстологии, библиотековедения, фольклористики, этнографии, антропологии, а также дать сведения о формировании различных направлений герменевтики авторитетных текстов, от юридической до богословской; показывает, каким образом исторические основания этих дисциплин присутствуют в филологических науках в их современном состоянии и как знания из области истории гуманитарных наук (в первую очередь, знания о происхождении этих наук из социальной практики и их первоначальном функционировании в соответствии в нуждами, рождающимися в этой практике) может быть использовано в школьном и университетском преподавании. Отдельное место в программе занимает история русского фольклора и методы его изучения в рамках фольклористики, литературоведения, этнографии, лингвистики, культурной антропологии. Курс знакомит студентов с основными подходами к интерпретации фольклорного текста, дает представление о семиотических аспектах традиционной культуры, о законах архаического и традиционного мышления. В курсе рассматривается целый ряд вопросов, связанных с пониманием фольклорного произведения: специфика формульного и символического языка вербального фольклора, преломление истории в фольклорном тексте, фольклорно-литературные взаимосвязи и взаимное влияние и др. Опирается на курс «Методы филологических исследований». В программу дисциплины входит изучение онлайн курса Введение в корпусную лингвистику/ The Introduction to Corpus Linguistics Название онлайн-платформы: Открытое образование Ссылка: https://openedu.ru/course/hse/CORPUS/ Даты изучения: апрель-июнь 2020гРазработчик: НИУ ВШЭ Задача курса – дать представление о практическом применении достижений современной корпусной лингвистики. Слушатели курса научатся пользоваться существующими корпусами русского и английского языков, освоят базовые методы корпусного преподавания, смогут экономить время и усилия, используя корпуса в повседневной работе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Задача курса – дать представление об истории целого ряда филологических и родственных им дисциплин и практик: языкознания, литературоведения, текстологии, библиотековедения, фольклористики, этнографии, антропологии, а также дать сведения о формировании различных направлений герменевтики авторитетных текстов, от юридической до богословской; показать, каким образом исторические основания этих дисциплин присутствуют в филологических науках в их современном состоянии и как знания из области истории гуманитарных наук (в первую очередь, знания о происхождении этих наук из социальной практики и их первоначальном функционировании в соответствии в нуждами, рождающимися в этой практике) может быть использовано в школьном и университетском преподавании. Отдельное место в программе занимает история русского фольклора и методы его изучения в рамках фольклористики, литературоведения, этнографии, лингвистики, культурной антропологии. Курс знакомит студентов с основными подходами к интерпретации фольклорного текста, дает представление о семиотических аспектах традиционной культуры, о законах архаического и традиционного мышления. В курсе рассматривается целый ряд вопросов, связанных с пониманием фольклорного произведения: специфика формульного и символического языка вербального фольклора, преломление истории в фольклорном тексте, фольклорно-литературные взаимосвязи и взаимное влияние и др.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть - навыками анализа и интерпретации теоретических филологических и герменевтических (в т.ч. экзегетических) сочинений разных эпох, а также включения элементов истории наук о языке и тексте в школьную программу
  • Владеть навыками интерпретации фольклорных произведений с точки зрения мифологической архаической основы, традиционной символики.
  • Знать - генезисважнейших методов филологических дисциплин, получивших развитие и широкое употребление во второй половине XX-XXI вв.;
  • Знать - основные этапы развития наук о языке и тексте, имена протагонистов их истории,от Древней Греции до Западной Европы XVIII в., их важнейшие сочинения; главные термины, возникавшие в ходе развития филологических дисциплин;
  • Знать - основные этапы развития фольклора, основные жанры и общий ход ихисторического развития, иметь представление о мифологии и архаической ритуальной практике и их значении для фольклора; - основные направления исследований фольклора; современные подходы к явлениям традиционной культуры и повседневной обиходной культуры. Иметь представление об актуальных вопросах исследования традиционной и повседневной культуры.
  • Уметь - интерпретировать разные семиотические коды фольклорного произведения. Уметь интерпретировать фольклорную основу современных явлений постфольклора или типологическое сходство с фольклорным произведением явлений повседневной культуры; - с точки зрения истории фольклора и традиционной культуры, с точки зрения современных подходов к изучению традиционной культуры дать ответы на основные вопросы, возникающие у школьников при изучении народных сказок, былин, лирических песен, загадок, обрядов;
  • Уметь использовать для анализа и интерпретации литературного произведенияприобретенные в ходе курса исторические знания в области методов и понятий наук о языке и тексте
  • Уметь разрабатывать проекты для школьных исследований традиционных и современных жанров фольклора.
  • Уметь- анализировать фольклорные тексты и описания традиционных обрядов, выделяя мифологическую основу и архаические ритуальные компоненты, социально-исторические корни и поздние напластования, видеть влияние профессиональной культуры там, где оно имеет место; - сопоставлять варианты фольклорного произведения, а также фольклорное произведение и его литературный источник или переработку, уметь объяснить процессы переосмысления и перекодировки сюжета, образов, мотивов;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Ю.М. Лотман и структурализм. Семиотика. Прагматика.
  • 2. Л.С. Выготский и психологический подход в филологии.
  • М.М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. Хронотоп.
  • В.Н. Топоров. "Петербургский текст русской литературы"
  • Структурализм и постструктурализм. Подтекст и интертекст в филологии.
  • Социология литературы: проблема литературной репутации и литературной стратегии.
  • Понятие о фольклоре. Специфика и типология фольклора. Истоки фольклора
  • Сказка, ее структура и исторические корни. Сказка и литература
  • Мифология, география и история в фольклоре. Фольклорные нарративы: быличка, легенда, предание.
  • Народная песня и ее истоки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе по фольклору
    Студенты пишут эссе в пределах 3000 знаков на одну из тем, предложенных преподавателем
  • неблокирующий Письменная работа по истории гуманитарной мысли
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.5 * Письменная работа по истории гуманитарной мысли + 0.5 * Эссе по фольклору
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Грановский, Т. Н.  Лекции по истории Средневековья / Т. Н. Грановский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 385 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09452-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438677 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Гриненко, Г. В.  Философия Древнего мира. Античная философия : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 145 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10156-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429449 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Гриненко, Г. В.  Философия нового времени : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 141 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10157-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429450 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Костюхин, Е. А. Лекции по русскому фольклору : учебное пособие / Е. А. Костюхин. — 6-е, стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2020. — 336 с. — ISBN 978-5-8114-6399-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151813 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Морфология волшебной сказки, Пропп В.Я., 2001
  • Русская мифология : мир образов фольклора, Криничная, Н. А., 2004
  • Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд), Чистов, К. В., 2003
  • Русские народные социально - утопические легенды XVII - XIX вв., Чистов, К. В., 1967
  • Русские песни и романсы, Гусев В.Е., 1989
  • Славянские древности: этнолингвистический словарь: В 5 т., , 1995
  • Славянские древности. Т.1: А-Г, , 1995
  • Славянские древности. Т.2: Д-К(Крошки), , 1999
  • Славянские древности. Т.4: П(Переправа через воду) - С(Сито), , 2009
  • Соколов, Ю. М.  Русский фольклор (устное народное творчество) в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / Ю. М. Соколов ; под научной редакцией В. П. Аникина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 203 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07201-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442236 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Философский словарь, Абрамов, А. И., 2001
  • Христианская Церковь в Высокое Средневековье: Учебное пособие / Дворецкая И.А., Симонова Н.В. - М.:МПГУ, 2011. - 220 с.: ISBN 978-5-4263-0068-2

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Vinogradov, A. Y., & Zheltov, M. S. (2015). The “Apocryphal” Inscription from Mangup, Crimea, and Rituals of “Exposing the Thief”: Magic and Law from Antiquity to the Middle Ages ; “Апокрифическая” надпись с Мангупа и обряды “изобличения вора”: магия и право между Античностью и Средневековьем. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8CBB2D19
  • Аничков, Е. В. Фольклор / Е. В. Аничков. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 9 с. — ISBN 978-5-507-43321-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/95891 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Античная литература: Учебное пособие / Никола М.И., - 3-е изд., дополн. - М.:Прометей, 2011. - 336 с. ISBN 978-5-4263-0070-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/557906
  • Близнюк С.В. Крестоносцы позднего средневековья: Король Кипра. Пьер I Лузиньян. Учебное пособие. — М.: Изд-во Московского университета, 1999. — 144 с. — (Труды исторического ф-та МГУ: Вып. 9; Сер. III. Instrumenta studiorum: 4). - ISBN 5-211-04061-9. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/358609
  • Дорогова, Л. Н., История западноевропейской культуры Нового времени (XVI по XIX вв) : учебное пособие / Л. Н. Дорогова. — Москва : КноРус, 2013. — 213 с. — ISBN 978-5-406-01143-0-I-2013. — URL: https://book.ru/book/914302 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Есаулов, И. (2001). Экфрасис В Русской Литературе Нового Времени: Картина И Икона. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ED5621F2
  • История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: Учебное пособие / Сухорукова О.А. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 128 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-8199-0610-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/478734
  • История Франции в раннее Средневековье / Э. Лависс [и др.] ; под редакцией И. М. Гревса ; переводчик О. А. Добиаш-Рождественская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 634 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09833-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428757 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Криничная, Н. А. Русская мифология. Властители мироздания / Н. А. Криничная. — Москва : Академический Проект, 2019. — 318 с. — ISBN 978-5-8291-2355-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132283 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Криничная, Н. А. Русская мифология. Духи-«хозяева» и традиционный крестьянский быт / Н. А. Криничная. — Москва : Академический Проект, 2019. — 353 с. — ISBN 978-5-8291-2357-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132282 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Криничная, Н. А. Русская мифология. Человек на перепутье миров / Н. А. Криничная. — Москва : Академический Проект, 2019. — 300 с. — ISBN 978-5-8291-2356-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132281 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кулапина, О. И., Народно-песенное искусство Тамбовского края начала XXI века: жанры духовного стиха и частушки : монография / О. И. Кулапина, М. В. Друцкая, ; под ред. О. И. Кулапиной. — Москва : Русайнс, 2018. — 140 с. — ISBN 978-5-4365-2554-9. — URL: https://book.ru/book/929569 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Мисюров, Н. Н. Античная литература - живое наследие древних : учебное пособие / Н. Н. Мисюров. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 89 с. — ISBN 978-5-9765-4245-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/123644 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Песни Северо-Восточной России. Песни величания и причеты : Электронная репродукция / : Издательские архивы, 1894. — 313 с. — URL: https://book.ru/book/912920 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Самосознание культуры и искусства XX века: Западная Европа и США, , 2000
  • Философы Нового времени: жизнь и идеи [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т, юрид. фак.; сост.: А. В. Колесникова, В. В. Куликов, М. А. Назарова, С. С. Сергеев, М. Б. Софиенко, С. И. Черных. – Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2013. – 390 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=515969
  • Фольклор в школе : практическое пособие для академического бакалавриата / Г. В. Пранцова, Л. П. Перепелкина, В. П. Видишева, И. С. Ключарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06008-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437517 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Кувшинская Юлия Михайловна