• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Предпринимательство и продажи на маркетплейсах

Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина углубляет знания полученные студентами на курсе «Онлайн ритейл: digital-маркетинг и цифровые решения сферы E-commerce». В рамках данной дисциплины будут рассмотрены принципы работы популярных маркетплейсов, их преимущества и недостатки. Слушатели узнают, как выбрать оптимальную площадку для реализации продукции, организовать процесс доставки и хранения товаров. В результате освоения дисциплины будут получены знания и навыки для успешного продвижения товаров и услуг, масштабирования и оптимизации продаж в условиях современной электронной коммерции. Для усвоения материалов дисциплины применяются различные формы организации занятий – обсуждения и дискуссии, доклады, решение кейсов, разбор практических ситуаций, работа с научно-практической литературой, научными исследования и разработками, а также поиск актуальной и применимой информации в открытых источника в сети Интернет. При проведении контрольно-оценочных мероприятий предполагается как индивидуальная, так и командная работа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В рамках данной дисциплины будут рассмотрены принципы работы популярных маркетплейсов, их преимущества и недостатки. Слушатели узнают, как выбрать оптимальную площадку для реализации продукции, организовать процесс доставки и хранения товаров. В результате освоения дисциплины будут получены знания и навыки для успешного продвижения товаров и услуг, масштабирования и оптимизации продаж в условиях современной электронной коммерции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основных игроков экосистемы рынка электронной коммерции в России, платформы для создания и развития своего бизнеса, типологию, бизнес-модели и бизнес-процессы
  • Знать и уметь применять исследования рынка электронной коммерции, маркетплейсов, поведения потребителей
  • Понимать особенности работы с торговыми площадками: закупки, логистика, финансовый учёт, IT-инфраструктура
  • Знать и уметь применять сервисы внутренней и внешней аналитики маркетплейсов (анализ конкурентов, продаж, выбор ниши и товара и т.п.)
  • Уметь использовать инструменты цифрового маркетинга и ритейл медиа для продвижения товаров и услуг, вывода новых продуктов на рынок
  • Уметь создавать карточки товаров и работать с отзывами
  • Знать маркетплейсы в России и мире. Основные универсальные игроки: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, СберМаркет (Купер) и отраслевые лидеры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лекция 1. Что такое маркетплейсы. Причины популярности, текущие тренды. Обзор площадок для создания и развития своего бизнеса. Основные универсальные игроки: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, СберМаркет (Купер)
  • Лекция 2. Начало работы на маркетплейсе. Изучаем товары и конкурентов, сервисы и аналитики, алгоритм выбора ниши и товара.
  • Лекция 3. Продажи на маркетплейсах: создание и продвижение карточек товаров. Правила быть видимым в условиях идеальной конкуренции. Как работает поисковая выдача.
  • Лекция 4. Инструменты цифрового маркетинга для продвижения на маркетплейсах. Ритейл-медиа, внутренние инструменты платформ
  • Лекция 5. Управление онлайн-магазином, сервисы автоматизации продаж и аналитики. Нейросети для продавцов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальный тест 1 по темам 1-3
  • неблокирующий Индивидуальный тест 2 по темам 4-5
  • блокирующий Групповой проект
    Проект по маркетплейсам Группы по 4-5 человек 1. Выбрать товары, бренд, категорию; 2. Провести анализ выбранной ниши - внешняя статистика, конкурентное поле, цены, аналитика на маркетплейсе; 3. Выбрать маркетплейсы для размещения и модель размещения; 4. Посчитать экономику - издержки на покупку или производство, комиссию маркетплейсам; 5. Показать примеры оформления карточек товаров на маркетплейсах - фото, видео и описание товаров; 6. Выбрать форматы для продвижения внутри маркетплейсов; 7. Составить медиаплан про продвижению товаров с учетом ёмкости категории.
  • блокирующий Экзаменационный тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Групповой проект + 0.2 * Индивидуальный тест 1 по темам 1-3 + 0.2 * Индивидуальный тест 2 по темам 4-5 + 0.4 * Экзаменационный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Digital-маркетинг : главная книга интернет-маркетолога, Гавриков, А. В., 2022
  • Васильева, Е. В., Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, дизайн-мышление и расчеты юнит-экономики : учебник / Е. В. Васильева, М. Р. Зобнина. — Москва : КноРус, 2023. — 723 с. — ISBN 978-5-406-10544-3. — URL: https://book.ru/book/945917 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Маркетплейсы. Увеличиваем продажи, повышаем прибыль. - 978-5-4461-2059-8 - Котлов Виктор - 2023 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/390154 - 390154 - iBOOKS
  • Развитие электронной коммерции в России: влияние пандемии COVID-19 : монография / В. А. Ребязина, Е. Р. Шарко, С. М. Березка, А. Г. Старков ; под общ. ред. В. А. Ребязиной ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Высшая школа бизнеса, Департамент маркетинга. — 2-е изд. - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. - 73 с. - (Аналитические доклады Высшей школы бизнеса ВШЭ ; выпуск 3). - ISBN 978-5-7598-2479-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2156430
  • Шамина, И. С. Маркетплейсы: как заработать свой первый миллион. Инструкция для начинающих : научно-популярное издание / И. С. Шамина. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2023. - 272 с. - ISBN 978-5-9729-1451-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2094438

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Антимаркетплейс. Как создать прибыльный бизнес в условиях господства онлайн-площадок, Довнар, В., 2022
  • Ваш интернет - магазин от А до Я, Шиколенков, Т., 2019
  • Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, ди... : учебник, Васильева, Е. В., 2023

Авторы

  • Магранин Егор Юрьевич
  • Филипская Елена Владимировна
  • Старков Андрей Геннадьевич
  • Лейбман Юлия Анатольевна