Магистратура
2025/2026





Предпринимательство и продажи на маркетплейсах
Статус:
Курс по выбору (Управление B2C-бизнесом: технологии и инновации)
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина углубляет знания полученные студентами на курсе «Онлайн ритейл: digital-маркетинг и цифровые решения сферы E-commerce».
В рамках данной дисциплины будут рассмотрены принципы работы популярных маркетплейсов, их преимущества и недостатки. Слушатели узнают, как выбрать оптимальную площадку для реализации продукции, организовать процесс доставки и хранения товаров. В результате освоения дисциплины будут получены знания и навыки для успешного продвижения товаров и услуг, масштабирования и оптимизации продаж в условиях современной электронной коммерции.
Для усвоения материалов дисциплины применяются различные формы организации занятий – обсуждения и дискуссии, доклады, решение кейсов, разбор практических ситуаций, работа с научно-практической литературой, научными исследования и разработками, а также поиск актуальной и применимой информации в открытых источника в сети Интернет. При проведении контрольно-оценочных мероприятий предполагается как индивидуальная, так и командная работа.
Цель освоения дисциплины
- В рамках данной дисциплины будут рассмотрены принципы работы популярных маркетплейсов, их преимущества и недостатки. Слушатели узнают, как выбрать оптимальную площадку для реализации продукции, организовать процесс доставки и хранения товаров. В результате освоения дисциплины будут получены знания и навыки для успешного продвижения товаров и услуг, масштабирования и оптимизации продаж в условиях современной электронной коммерции.
Планируемые результаты обучения
- Знать основных игроков экосистемы рынка электронной коммерции в России, платформы для создания и развития своего бизнеса, типологию, бизнес-модели и бизнес-процессы
- Знать и уметь применять исследования рынка электронной коммерции, маркетплейсов, поведения потребителей
- Понимать особенности работы с торговыми площадками: закупки, логистика, финансовый учёт, IT-инфраструктура
- Знать и уметь применять сервисы внутренней и внешней аналитики маркетплейсов (анализ конкурентов, продаж, выбор ниши и товара и т.п.)
- Уметь использовать инструменты цифрового маркетинга и ритейл медиа для продвижения товаров и услуг, вывода новых продуктов на рынок
- Уметь создавать карточки товаров и работать с отзывами
- Знать маркетплейсы в России и мире. Основные универсальные игроки: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, СберМаркет (Купер) и отраслевые лидеры
Содержание учебной дисциплины
- Лекция 1. Что такое маркетплейсы. Причины популярности, текущие тренды. Обзор площадок для создания и развития своего бизнеса. Основные универсальные игроки: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, СберМаркет (Купер)
- Лекция 2. Начало работы на маркетплейсе. Изучаем товары и конкурентов, сервисы и аналитики, алгоритм выбора ниши и товара.
- Лекция 3. Продажи на маркетплейсах: создание и продвижение карточек товаров. Правила быть видимым в условиях идеальной конкуренции. Как работает поисковая выдача.
- Лекция 4. Инструменты цифрового маркетинга для продвижения на маркетплейсах. Ритейл-медиа, внутренние инструменты платформ
- Лекция 5. Управление онлайн-магазином, сервисы автоматизации продаж и аналитики. Нейросети для продавцов.
Элементы контроля
- Индивидуальный тест 1 по темам 1-3
- Индивидуальный тест 2 по темам 4-5
- Групповой проектПроект по маркетплейсам Группы по 4-5 человек 1. Выбрать товары, бренд, категорию; 2. Провести анализ выбранной ниши - внешняя статистика, конкурентное поле, цены, аналитика на маркетплейсе; 3. Выбрать маркетплейсы для размещения и модель размещения; 4. Посчитать экономику - издержки на покупку или производство, комиссию маркетплейсам; 5. Показать примеры оформления карточек товаров на маркетплейсах - фото, видео и описание товаров; 6. Выбрать форматы для продвижения внутри маркетплейсов; 7. Составить медиаплан про продвижению товаров с учетом ёмкости категории.
- Экзаменационный тест
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Групповой проект + 0.2 * Индивидуальный тест 1 по темам 1-3 + 0.2 * Индивидуальный тест 2 по темам 4-5 + 0.4 * Экзаменационный тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Digital-маркетинг : главная книга интернет-маркетолога, Гавриков, А. В., 2022
- Васильева, Е. В., Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, дизайн-мышление и расчеты юнит-экономики : учебник / Е. В. Васильева, М. Р. Зобнина. — Москва : КноРус, 2023. — 723 с. — ISBN 978-5-406-10544-3. — URL: https://book.ru/book/945917 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
- Маркетплейсы. Увеличиваем продажи, повышаем прибыль. - 978-5-4461-2059-8 - Котлов Виктор - 2023 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/390154 - 390154 - iBOOKS
- Развитие электронной коммерции в России: влияние пандемии COVID-19 : монография / В. А. Ребязина, Е. Р. Шарко, С. М. Березка, А. Г. Старков ; под общ. ред. В. А. Ребязиной ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Высшая школа бизнеса, Департамент маркетинга. — 2-е изд. - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. - 73 с. - (Аналитические доклады Высшей школы бизнеса ВШЭ ; выпуск 3). - ISBN 978-5-7598-2479-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2156430
- Шамина, И. С. Маркетплейсы: как заработать свой первый миллион. Инструкция для начинающих : научно-популярное издание / И. С. Шамина. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2023. - 272 с. - ISBN 978-5-9729-1451-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2094438
Рекомендуемая дополнительная литература
- Антимаркетплейс. Как создать прибыльный бизнес в условиях господства онлайн-площадок, Довнар, В., 2022
- Ваш интернет - магазин от А до Я, Шиколенков, Т., 2019
- Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, ди... : учебник, Васильева, Е. В., 2023