Магистратура
2025/2026




Проектный семинар (литературоведческий)
Статус:
Курс по выбору (Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе)
Кто читает:
Школа филологических наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Абелюк Евгения Семеновна
Язык:
русский
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Проектный семинар по литературоведению посвящен наполнению статьями уже созданной модели универсального цифрового комментария для школы и массового читателя для платформы СОЦИОЛИТ (авторы Е.С. Абелюк, Е. М. Давыдова). Комментарий делается на материале советской литературы 1920-х годов; его ядро - произведения, вошедшие в школьный литературный канон (повесть М. Булгакова «Собачье сердце» и рассказ М. Зощенко «Аристократка»), стихи В. Маяковского, тематически и интонационно близкие к ним тексты (пьесы Н. Р. Эрдмана «Самоубийца» и М. А. Булгакова «Зойкина квартира»), произведения этого времени – например, роман А.Н. Островского «Как закалялась сталь», повести А. Платонова.
Цель освоения дисциплины
- Изучение курса предполагает актуализацию знаний и навыков, в свое время полученных магистрантами при получении высшего образования, расширение и углубление представлений о современных школах филологического анализа. Отдельные темы курса находят более подробную разработку в некоторых дисциплинах, читающихся одновременно («Литература и политическая социальная история», «Языковые компетенции в курсе русской литературы»), и, соответственно, курс выступает как систематизирующий. Основные положения и навыки, полученные в результате освоения курса, могут быть использованы прежде всего в ходе работы в научно-исследовательском семинаре, при подготовке курсовых работ, а также развиты при изучении дисциплин, читаемых на 2 курсе: «Техники анализа и интерпретации в различных школах литературоведения», «Филология в системе современного гуманитарного знания», в самостоятельной исследовательской работе.
Планируемые результаты обучения
- использовать современные средства библиографического поиска, как в печатных источниках, так и в электронных базах, в том числе и для осуществления самостоятельной научной работы;
- оценить характер и степень сложности текстологических проблем, ко-торые могут иметь значение для понимания классического текста (творческая история и изменение исходного замысла; творческая история и вопрос о цельности произведения; проблема выбора основной редакции, и т.п.);
- с большей уверенностью ориентироваться в существующих критиче-ских изданиях классических текстов, в том числе и для того, чтобы рекомендовать эти издания учащимся; уточнить свои представления о современных библиотеках и архивах,
- Применение полученных теоретико-литературных и историко-культурных знаний в научно-исследовательской и экспертной работе
- Критическое чтение научных и критических публикаций, корректное изложение и реферирование прочитанного
- Составление историко-культурного комментария к художественному тексту, написание научной статьи, экспертного заключения
Содержание учебной дисциплины
- Филологический комментарий
- Текстология и библиография как негерменевтические, вспомогательные дисциплины
- Точные методы в гуманитарных наукахСпоры вокруг статьи: Шапир М.И. «Тебе числа и меры нет». О возможностях и границах «точных методов» в гуманитарных науках. // Вопросы языкознания, 2005. № 1.
- Уровневый анализ текста
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st moduleнет оценки
- 2025/2026 3rd module0.5 * Писменная работа + 0.5 * Самостоятельная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Формальная школа и современное русское литературоведение, Якобсон, Р.О., 2011
Рекомендуемая дополнительная литература
- Корсакова, Ю. (2012). О Развитии Текстологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2591ED45