• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Проектный семинар (литературоведческий)

Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Проектный семинар по литературоведению посвящен наполнению статьями уже созданной модели универсального цифрового комментария для школы и массового читателя для платформы СОЦИОЛИТ (авторы Е.С. Абелюк, Е. М. Давыдова). Комментарий делается на материале советской литературы 1920-х годов; его ядро - произведения, вошедшие в школьный литературный канон (повесть М. Булгакова «Собачье сердце» и рассказ М. Зощенко «Аристократка»), стихи В. Маяковского, тематически и интонационно близкие к ним тексты (пьесы Н. Р. Эрдмана «Самоубийца» и М. А. Булгакова «Зойкина квартира»), произведения этого времени – например, роман А.Н. Островского «Как закалялась сталь», повести А. Платонова.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение курса предполагает актуализацию знаний и навыков, в свое время полученных магистрантами при получении высшего образования, расширение и углубление представлений о современных школах филологического анализа. Отдельные темы курса находят более подробную разработку в некоторых дисциплинах, читающихся одновременно («Литература и политическая социальная история», «Языковые компетенции в курсе русской литературы»), и, соответственно, курс выступает как систематизирующий. Основные положения и навыки, полученные в результате освоения курса, могут быть использованы прежде всего в ходе работы в научно-исследовательском семинаре, при подготовке курсовых работ, а также развиты при изучении дисциплин, читаемых на 2 курсе: «Техники анализа и интерпретации в различных школах литературоведения», «Филология в системе современного гуманитарного знания», в самостоятельной исследовательской работе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • использовать современные средства библиографического поиска, как в печатных источниках, так и в электронных базах, в том числе и для осуществления самостоятельной научной работы;
  • оценить характер и степень сложности текстологических проблем, ко-торые могут иметь значение для понимания классического текста (творческая история и изменение исходного замысла; творческая история и вопрос о цельности произведения; проблема выбора основной редакции, и т.п.);
  • с большей уверенностью ориентироваться в существующих критиче-ских изданиях классических текстов, в том числе и для того, чтобы рекомендовать эти издания учащимся; уточнить свои представления о современных библиотеках и архивах,
  • Применение полученных теоретико-литературных и историко-культурных знаний в научно-исследовательской и экспертной работе
  • Критическое чтение научных и критических публикаций, корректное изложение и реферирование прочитанного
  • Составление историко-культурного комментария к художественному тексту, написание научной статьи, экспертного заключения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Филологический комментарий
  • Текстология и библиография как негерменевтические, вспомогательные дисциплины
  • Точные методы в гуманитарных науках
    Споры вокруг статьи: Шапир М.И. «Тебе числа и меры нет». О возможностях и границах «точных методов» в гуманитарных науках. // Вопросы языкознания, 2005. № 1.
  • Уровневый анализ текста
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Писменная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    нет оценки
  • 2025/2026 3rd module
    0.5 * Писменная работа + 0.5 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Формальная школа и современное русское литературоведение, Якобсон, Р.О., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Корсакова, Ю. (2012). О Развитии Текстологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2591ED45

Авторы

  • Абелюк Евгения Семеновна