• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Психология личности и индивидуальных различий

Статус: Курс обязательный (Психология)
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для студентов бакалавриата ОП "Психология". Психология личности и индивидуальных различий - базовая дисциплина психологии, изучающая источники, проявления и приложения вариативности различных индивидуальных свойств. Предлагаются диспозициональный, типологический, стилевой и ситуационный подходы к индивидуальности. Будут изучены структура индивидуальности, факторы ее развития, разные феномены индивидуальности (темперамент, характер, типы и черты личности). Представление об индивидуальных различиях необходимо для академических исследований в психологии и всех сфер социальной практики будущих психологов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представлений о личности в системе наук о человеке
  • формирование представлений об основных факторах развития личности и индивидуальности
  • усвоение знаний о структуре индивидуальности и тех взаимосвязях, которые существуют между ее различными уровнями
  • развитие навыков децентрации, "модели психического" и на этой основе - навыков индивидуального подхода в коммуникациях различного содержания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает классические факторные теории (Г. Айзенк, Р. Кеттелл). Осведомлен о содержании Пятифакторной модели и ее вариаций (Альтернативной Большой пятерки, HEXACO). Знает исследования отдельных черт личности (Темной триады, Двухфакторной и Однофакторной моделей).
  • Знает концепции морального развития личности (Л. Кольберг, К. Гиллиган). Знаком с теорией ценностей Ш. Шварца. Осведомлен об исследованиях добродетелей и достоинств.
  • Знает типологии характера (А.Ф. Лазурского, Г. Хейманса – Р. ЛеСенна). Знает акцентуации характера. Знает некоторые направления патологического развития характера (неврозы и психозы).
  • Знает факторные теории интеллектуальных способностей. Знает теории множественных интеллектов (Г. Гарднер, Р. Стернберг, Д. Холл). Знает теорию мудрости (П. Бальтес).
  • Имеет представление о специфике психологических фактов. Имеет представление о валидности, репрезентативности, надежности. Знаком с классификациями психологических методов
  • Понимает отличия номотетического и идиографического подходов в психологии. Знает принципы психологического познания. Знает этапы развития психологии индивидуальных различий
  • Понимает, что такое стилевые характеристики индивидуальности. Осведомлен о том, что собой представляет Я-концепция личности. Знаком с понятием нарративной идентичности.
  • Представляет структуру индивидуальности. Знаком с теориями, описывающими отношения между биологическими основами и содержательными качествами индивидуальности.
  • Различает теоретические и эмпирические типологии личности. Знает аналитическую типологию личности (К.Г. Юнг). Знает современные прикладные и клинические типологии личности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет психологии индивидуальных различий
  • Тема 2. Методы изучения личности и индивидуальности
  • Тема 3. Факторы развития индивидуальности и ее структура
  • Тема 4. Индивидные свойства: темперамент и асимметрия полушарий головного мозга
  • Тема 5 Психология характера
  • Тема 6. Типологический подход к индивидуальности
  • Тема 7. Психология способностей
  • Тема 8. Черты личности: свойства, теории, приложения
  • Тема 9. Духовно-мировоззренческие аспекты индивидуальности
  • Тема 10. Интегративные характеристики индивидуальности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Оценивается на каждом занятии: 2 балла – студент/ка активно работал/а на протяжении всей пары, 1 балл – студент/ка периодически отвечал/а на паре, 0 баллов – студент/ка присутствовал/а на паре и не отвечал/а. Посещение является обязательным условием прохождения дисциплины. В случае пропуска 50% семинарских занятий преподаватели имеют право не аттестовать по дисциплине, несмотря на сдачу других форм текущего контроля. Полученные баллы за все семинары суммируются. Предполагается 21 семинарских занятий, из которых одно занятие отводится на индивидуальный коллоквиум, одно – на групповой, одно – на тест, два – на групповые презентации. На усмотрение преподавателя, ведущего семинарские занятия, план семинарских занятий может быть скорректирован с учётом необходимости выделить ещё одно занятие для проведения формы текущего контроля в рамках программы. Максимальное количество баллов за семинарскую активность: 32. Однако студент/ка может получить более 32 баллов, если в течение семестра выступит с индивидуальными докладами. В этом случае балл увеличивается до максимально возможных 36, но эти баллы не повлияют на расчёт итоговой оценки за семинарскую активность. Далее баллы переводятся в 10-бальную систему на основании следующей формулы с последующим округлением: Сумма баллов / 32 * 10. 0,5 балла округляются по математическим правилам – в большую сторону. В случае изменения максимального балла за семинарскую активность соответствующие изменения вносятся в формулу. На усмотрение преподавателя студентам могут предлагаться материалы для докладов из рекомендуемой или дополнительной литературы для получения дополнительных баллов за активность на семинарах. Студент/ка имеет право подготовить не более 2 докладов за семестр.
  • неблокирующий Групповой коллоквиум
    Групповой коллоквиум проводится на занятии по темам 7-10. Темы известны заранее. Для подготовки необходимо использовать основной учебник и литературу, рассматриваемую на семинарах. Цель группового коллоквиума – проверить корректность применения полученных знаний на практике. На занятии преподаватель делит студентов на группы по 4-5 человек по своему усмотрению. Каждая группа предлагает два кейса по теме – исследовательский и практический.
  • неблокирующий Факультативная работа
    Факультативное задание в виде самостоятельной работы включает в себя знакомство с современными диагностическими методиками, направленными на изучение разных уровней индивидуальности, в виде заполнения батареи методик. Продолжительность выполнения – примерно 30-50 минут, в удаленном режиме, без ограничения времени. При условии полного своевременного заполнения методик к накопленной (промежуточной) оценке добавляется 0,5 балла. Факультативная работа должна быть выполнена за неделю до последнего занятия.
  • неблокирующий Тест
    Тест включает 50 вопросов.
  • неблокирующий Групповая презентация
    Групповая презентация проводится по итогам прохождения курса и включает углублённое расширение изученных тем в рамках курса. Тема должна затрагивать актуальную исследовательскую повестку и расширять знание по дисциплине. Например, выбирается личностная черта, которая не обсуждалась на семинарских занятиях. Выбор темы обсуждается с преподавателем, ведущим семинарские занятия. Студентам предлагается самостоятельно распределиться в группы по 4-5 человек и подготовить групповой доклад с презентацией по темам психологии личности и индивидуальных различий. Подготовка группового доклада включает выбор темы и выбор 5 статей по ней, опубликованных в журналах Q1-Q2 за последние 5 лет. Статьи могут включать мета-анализы и систематические обзоры (не более одного). Все статьи загружаются в папку не более, чем за неделю до выступления, чтобы преподаватель и студенты, не входящие в состав группы, могли ознакомиться.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится устно, студент получает билет, включающий два теоретических вопроса по темам дисциплины. На подготовку дается 30 минут. По каждому из основных вопросов может быть задано 2-3 уточняющих дополнительных вопроса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    Оокончат= 0,7*(0,3*Активность на семинарах + 0,2*Групповой коллоквиум + 0,25*Тест + 0,25*Групповая презентация) + 0,3*Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Jonathan Haidt. (2001). The emotional dog and its rational tail: A social intuitionist approach to moral judgment. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8786403
  • Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер, С. К., 2002
  • О проблемах современного человекознания, Ананьев, Б. Г., 2001
  • Психогенетика. Т.1: ., Малых, С. Б., 2008
  • Психогенетика. Т.2: ., Малых, С. Б., 2008
  • Психология личности и индивидуальных различий. Учебное пособие для вузов. Стандарт третьего поколения. - 978-5-4461-2367-4 - Нартова-Бочавер Софья - 2023 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/388131 - 388131 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в психологию труда : учебник для вузов, Климов, Е. А., 2004
  • Когнитивная психология : учебник для вузов, Блинникова, И. В., 2002
  • Психологическое тестирование, Анастази, А., 2002
  • Человек в ситуации неопределенности, Зинченко, В. П., 2007

Авторы

  • Нартова-Бочавер Софья Кимовна