• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» студенты овладевают навыками командной работы (проекты в рамках НИСа, коллективное обсуждение докладов и презентаций) и получают возможность выработать наиболее оптимальную методологию для написания курсовой работы. В рамках курса обсуждается наиболее актуальная для исследований студентов научная литература, которая способствует выработки научной методологии, а также отрабатываются навыки устных выступлений и работе в группе. Текущий контроль по курсу – накопленная оценка, формирующаяся за счет участия в дискуссиях и выступлениях с докладами. Курс заканчивается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: - развитие технических навыков литературоведческого исследования: цитирования, работы с источниками и справочной литературой, оформления работы - совершенствование навыков пользования базами данных и библиотечными ресурсами, составления библиографии для исследования - знакомство со спецификой разных типов научных публикаций (монография, рецензия, научная статья, научный обзор) - формирование представления о едином методологическом пространстве филологии, знакомство с различными научными школами и актуальными научными подходами в филологических исследованиях, - поиск и применение релевантных научных подходов в собственных исследованиях - развитие и совершенствование навыков публичных выступлений и участия в научных дискуссиях В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: Основные периодические издания, посвященные филологическим исследованиям в его области; актуальные научные подходы в филологических исследованиях (отечественных и зарубежных); Уметь: уверенно пользоваться электронными базами данных и каталогами библиотек; составлять библиографию, описывать печатные и электронные издания; представлять результаты собственных исследований; Владеть: навыками реферирования научной литературы, осмысления и обобщения идей, публичной речи, участия в научной дискуссии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владение навыками подготовки текста к публикации;
  • Знание современных информационных систем;
  • Умение анализировать тексты, применяя методы междисциплинарного анализа;
  • Умение интерпретировать и классифицировать материал по истории русской литературы и культуры в междисциплинарной перспективе;
  • Умение ориентироваться в различных методах филологических исследований, осознавать и обосновывать их сильные и слабые стороны, место в истории филологической науки, корректно оценивать возможность применения этих методов к иному материалу;
  • Умение помещать исследуемый объект в кросс-культурный контекст;
  • Умение применять разные современные подходы в компаративистике при анализе русско-европейских литературных связей;
  • Умение работать с библиографической базой;
  • Владеет навыками публичной презентации собственного исследования и обсуждения работы на семинаре, участия в научной дискуссии
  • Владеет навыками реферирования и рецензирования, умеет анализировать различные научные подходы к одной и той же проблематике
  • Знает круг библиографических источников по истории русской литературы и культуры XVIII – XX вв., в том числе электронные базы данных, владеет навыками библиографического поиска
  • Знает основные типы академического письма; владеет навыками структурирования и редактирования научного текста
  • Умеет ставить проблему, цели и задачи работы, обосновывать применение тех или иных методов и подходов гуманитарных наук к избранному материалу
  • - понимает, как можно подходить к сравнительному исследованию
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Составление библиографии по теме курсовой работы
  • Реферат научной литературы по теме курсовой работы
  • Выступление с докладом по курсовой работе
  • Основные филологические научные центры и филологические издания
  • Методология научного исследования: выбор и обоснование методов и подходов, метод и материал.
  • Методология компаративных исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре 1 модуля
  • неблокирующий Работа на семинаре 2 модуля
  • неблокирующий Работа на семинаре 3 модуля
  • неблокирующий Работа на семинаре 4 модуля
  • неблокирующий Доклад по журнальным статьям
  • неблокирующий Доклад по курсовой работе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.2 * Доклад по журнальным статьям + 0.25 * Доклад по курсовой работе + 0.2 * Работа на семинаре 1 модуля + 0.15 * Работа на семинаре 2 модуля + 0.1 * Работа на семинаре 3 модуля + 0.1 * Работа на семинаре 4 модуля
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fitzpatrick, S. (DE-588)132798344, (DE-576)160958431. (1999). Everyday Stalinism : ordinary life in extraordinary times; Soviet Russia in the 1930s / Sheila Fitzpatrick. Oxford [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.075108488
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для вузов, Томашевский, Б. В., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в литературоведение : теория литературы : учеб. пособие, Зенкин, С. Н., 2000
  • Проза. Поэзия. Поэтика. Избранные работы / Ю.К. Щеглов; Сост. А.К. Жолковский, В.А. Щеглова. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 576 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-964-9, 1500 экз.
  • Это было навсегда, пока не кончилось : последнее советское поколение, Юрчак, А., 2016

Авторы

  • Глебова Дарья Сергеевна
  • Першкина Анастасия Николаевна