Магистратура
2025/2026





Научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Кто читает:
Школа филологических наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» студенты овладевают навыками командной работы (проекты в рамках НИСа, коллективное обсуждение докладов и презентаций) и получают возможность выработать наиболее оптимальную методологию для написания курсовой работы. В рамках курса обсуждается наиболее актуальная для исследований студентов научная литература, которая способствует выработки научной методологии, а также отрабатываются навыки устных выступлений и работе в группе. Текущий контроль по курсу – накопленная оценка, формирующаяся за счет участия в дискуссиях и выступлениях с докладами. Курс заканчивается экзаменом.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины являются: - развитие технических навыков литературоведческого исследования: цитирования, работы с источниками и справочной литературой, оформления работы - совершенствование навыков пользования базами данных и библиотечными ресурсами, составления библиографии для исследования - знакомство со спецификой разных типов научных публикаций (монография, рецензия, научная статья, научный обзор) - формирование представления о едином методологическом пространстве филологии, знакомство с различными научными школами и актуальными научными подходами в филологических исследованиях, - поиск и применение релевантных научных подходов в собственных исследованиях - развитие и совершенствование навыков публичных выступлений и участия в научных дискуссиях В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: Основные периодические издания, посвященные филологическим исследованиям в его области; актуальные научные подходы в филологических исследованиях (отечественных и зарубежных); Уметь: уверенно пользоваться электронными базами данных и каталогами библиотек; составлять библиографию, описывать печатные и электронные издания; представлять результаты собственных исследований; Владеть: навыками реферирования научной литературы, осмысления и обобщения идей, публичной речи, участия в научной дискуссии.
Планируемые результаты обучения
- Владение навыками подготовки текста к публикации;
- Знание современных информационных систем;
- Умение анализировать тексты, применяя методы междисциплинарного анализа;
- Умение интерпретировать и классифицировать материал по истории русской литературы и культуры в междисциплинарной перспективе;
- Умение ориентироваться в различных методах филологических исследований, осознавать и обосновывать их сильные и слабые стороны, место в истории филологической науки, корректно оценивать возможность применения этих методов к иному материалу;
- Умение помещать исследуемый объект в кросс-культурный контекст;
- Умение применять разные современные подходы в компаративистике при анализе русско-европейских литературных связей;
- Умение работать с библиографической базой;
- Владеет навыками публичной презентации собственного исследования и обсуждения работы на семинаре, участия в научной дискуссии
- Владеет навыками реферирования и рецензирования, умеет анализировать различные научные подходы к одной и той же проблематике
- Знает круг библиографических источников по истории русской литературы и культуры XVIII – XX вв., в том числе электронные базы данных, владеет навыками библиографического поиска
- Знает основные типы академического письма; владеет навыками структурирования и редактирования научного текста
- Умеет ставить проблему, цели и задачи работы, обосновывать применение тех или иных методов и подходов гуманитарных наук к избранному материалу
- - понимает, как можно подходить к сравнительному исследованию
Содержание учебной дисциплины
- Составление библиографии по теме курсовой работы
- Реферат научной литературы по теме курсовой работы
- Выступление с докладом по курсовой работе
- Основные филологические научные центры и филологические издания
- Методология научного исследования: выбор и обоснование методов и подходов, метод и материал.
- Методология компаративных исследований
Элементы контроля
- Работа на семинаре 1 модуля
- Работа на семинаре 2 модуля
- Работа на семинаре 3 модуля
- Работа на семинаре 4 модуля
- Доклад по журнальным статьям
- Доклад по курсовой работе
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.2 * Доклад по журнальным статьям + 0.25 * Доклад по курсовой работе + 0.2 * Работа на семинаре 1 модуля + 0.15 * Работа на семинаре 2 модуля + 0.1 * Работа на семинаре 3 модуля + 0.1 * Работа на семинаре 4 модуля
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Fitzpatrick, S. (DE-588)132798344, (DE-576)160958431. (1999). Everyday Stalinism : ordinary life in extraordinary times; Soviet Russia in the 1930s / Sheila Fitzpatrick. Oxford [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.075108488
- Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
- Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для вузов, Томашевский, Б. В., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Введение в литературоведение : теория литературы : учеб. пособие, Зенкин, С. Н., 2000
- Проза. Поэзия. Поэтика. Избранные работы / Ю.К. Щеглов; Сост. А.К. Жолковский, В.А. Щеглова. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 576 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-964-9, 1500 экз.
- Это было навсегда, пока не кончилось : последнее советское поколение, Юрчак, А., 2016