• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Литература и современные медиа

Статус: Курс по выбору (Филологические исследования)
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Швец Анна Валерьевна
Язык: английский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Course Syllabus

Abstract

Дисциплина посвящена проблемам трансформации литературного текста при переводе его в формат аудиовизуальных жанров и обратному влиянию форматов медиа на литературный текст и литературный процесс в цифровую эпоху. Цель курса – знакомство с основными направлениями и тенденциями, актуальными для современной литературной теории и медиа-теории с опорой на актуальные зарубежные разработки и фундаментальные концепции. На занятиях мы будем обсуждать подходы к определению литературы как элемента медиа-системы, анализировать медиа и медиа-языки как знаковые системы. Будут рассмотрены разного рода гибридные явления, связанные с переводом с одного медиа-языка на другой. Будут затронуты интермедиальные практики: практики переноса из печатного медийного контекста в аудиовизуальные и цифровые, практики кино-адаптации, переписывания литературного текста на языке кино. Основной формат – лекция и семинарское занятие, организованное вокруг (1) обсуждения проблемной теоретической рамки для решения поставленной в работе научной проблемы; (2) анализа художественного текста в его медийных контекстов, включая его перевод на иномедийный язык. В результате курса студент должен научиться ориентироваться в современной литературной теории и медиа-теории, использовать методы анализа медиа-текстов в своей работе. Форма отчетности включает в себя представление итогового проекта; активная работа на семинарах в качестве участника и модератора дискуссии.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • изучить проблемы трансформации литературного текста при переводе его в формат аудиовизуальных жанров, обратное влияние форматов медиа на литературный текст и литературный процесс в цифровую эпоху
  • расширить исследовательский инструментарий студентов за счет знакомства с теоретико-методологическими подходами из области теории медиа, теории литературы, теории киноадаптации и др.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • знание проблем трансформации литературного текста в медийном пространстве
  • знание основных культурологических подходов к изучению литературы в доцифровую и цифровую эпоху
Course Contents

Course Contents

  • Литература и медиа: разные знаки, разные языки
  • Литература и медиа: взаимовлияние и взаимодействие
  • Литература и медиа: виды и проблемы перевода
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Работа на семинаре
  • non-blocking Посещаемость
  • Partially blocks (final) grade/grade calculation Питчинг проекта
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2025/2026 3rd module
    0.5 * Питчинг проекта + 0.25 * Посещаемость + 0.25 * Работа на семинаре
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • A theory of adaptation, Hutcheon, L., 2013
  • В центре циклона. Инструменты Маршалла Маклюэна для анализа медиасред / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. - 978-5-7598-2806-8 - Претер В. П. - 2024 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/392815 - 392815 - iBOOKS
  • Галактика Гутенберга : сотворение человека печатной культуры, Маклюэн, М., 2003

Recommended Additional Bibliography

  • Археология медиа: о "глубоком времени" аудиовизуальных технологий, Цилински, З., 2019

Authors

  • Shvets Anna Valerevna