• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Компаративистика в системе гуманитарного знания

Статус: Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Компаративистика в системе гуманитарного знания» предлагает широкую панораму исследования литературных текстов и литературной эволюции в контексте социальных процессов, а филологическое знание – в контексте общей истории социальных и гуманитарных наук. В рамках курса рассматривается ряд междисциплинарных подходов к материалу филологического исследования. В цикле лекций и семинаров в 3 модуле будет предложен широкий общенаучный контекст подходов и методов XIX–XXI веков, общих для философии, социальных и гуманитарных наук. Многие аналитические инструменты, которыми пользуется современная филология, изначально зарождались в рамках других дисциплин и нередко продолжают нести на себе их отпечаток. Широкая междисциплинарная контекстуализация поможет разобраться в логике как самих этих инструментов, так и тех областей научного знания, в которых они возникли. А тем самым – и лучше понять, как их можно применять в филологии. Цикл лекций и семинаров в 4 модуле знакомит с рядом междисциплинарных синтезов и «поворотов», произошедших в филологии за последние десятилетия и продолжающих происходить сегодня. Логика «поворотов» (антропологического, эпистемологического, материально-медиального, когнитивного и т.д.) и «studies» («memory / trauma studies», «literature-and-history studies», «performance studies», «subversive studies» и др.) позволит освоить навыки гибкого и множественного самоопределения в исследовательским поле, отточить актуальные аналитические техники, расширить проблемно-тематический и методологический арсенал современного литературоведа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развитие у студентов критического мышления и способности осмыслять различные подходы в компаративистике, использовать понятийный аппарат современных исследований в области сравнительного изучения литератур
  • проблематизация методологии филологических исследований ( в том числе самостоятельных работ студентов) и развитие навыков междисциплинарного анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • критическое осмысление методологии современной филологии в междисциплинарном контексте гуманитарных и социальных наук
  • осмысление истории филологического знания в рамках истории науки
  • умение опознавать и оценивать применимость различных подходов современных социальных и гуманитарных наук к компаративному филологическому исследованию
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и ключевые теории социальных и гуманитарных наук
  • Междисциплинарные «повороты» и «studies»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах в 3 модуле
    2-балльная система оценивания за каждый семинар – «система двух плюсов»: – за активную работу, проработанные и глубокие ответы студент получает 2 балла – «плюса»; – если работа не активная (1–2 качественных, но коротких комментария за все занятие) или если ответы поверхностные, студент получает 1 «плюс». «Плюсы» записываются в таблицу оценок и суммируются. Максимально можно накопить 10 «плюсов»-баллов. Работа на семинарах не подлежит пересдаче
  • неблокирующий Модульное эссе
    Письменная контрольная работа в конце 3 модуля. 10-балльная система оценивания. Модульное эссе студенты имеют право пересдать, если получили по нему неудовлетворительную оценку. По решению преподавателя процедура оценивания письменных работ может включать устную беседу по содержанию написанного
  • неблокирующий Работа на семинарах в 4 модуле
    2-балльная система оценивания за каждый семинар – «система двух плюсов»: – за активную работу, проработанные и глубокие ответы студент получает 2 балла – «плюса»; – если работа не активная (1–2 качественных, но коротких комментария за все занятие) или если ответы поверхностные, студент получает 1 «плюс». «Плюсы» записываются в таблицу оценок и суммируются. Максимально можно накопить 10 «плюсов»-баллов. Работа на семинарах не подлежит пересдаче
  • неблокирующий Защита самостоятельного проекта
    Защита самостоятельного проекта по пройденному в 4 модуле материалу; тема и формат проекта согласуются с преподавателем. 10-балльная система оценивания. Защиту самостоятельного проекта студенты имеют право пересдать, если получили по ней неудовлетворительную оценку. По решению преподавателя процедура оценивания письменных работ может включать устную беседу по содержанию написанного
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.3 * Защита самостоятельного проекта + 0.3 * Модульное эссе + 0.2 * Работа на семинарах в 3 модуле + 0.2 * Работа на семинарах в 4 модуле
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Иглтон Т., Бучкина Е., Маяцкий М. и др. - Теория литературы: Введение - Территория будущего - 2010 - ISBN: 978-5-91129-079-5 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=102273
  • Иглтон, Т. Идея культуры : учебное пособие / Т. Иглтон , под редакцией А. Смирнова , перевод с английского И. Кушнаревой. — 2-е изд. — Москва : Высшая школа экономики, 2019. — 192 с. — ISBN 978-5-7598-1907-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173396 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : учебное пособие / Б. В. Томашевский. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 334 с. — ISBN 978-5-9765-3575-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119092 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Юрий Лотман. (n.d.). Внутри мыслящих миров.

Авторы

  • Поселягин Николай Владимирович