Магистратура
2025/2026





Компаративистика в системе гуманитарного знания
Статус:
Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Кто читает:
Школа филологических наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Поселягин Николай Владимирович
Язык:
русский
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Компаративистика в системе гуманитарного знания» предлагает широкую панораму исследования литературных текстов и литературной эволюции в контексте социальных процессов, а филологическое знание – в контексте общей истории социальных и гуманитарных наук. В рамках курса рассматривается ряд междисциплинарных подходов к материалу филологического исследования.
В цикле лекций и семинаров в 3 модуле будет предложен широкий общенаучный контекст подходов и методов XIX–XXI веков, общих для философии, социальных и гуманитарных наук. Многие аналитические инструменты, которыми пользуется современная филология, изначально зарождались в рамках других дисциплин и нередко продолжают нести на себе их отпечаток. Широкая междисциплинарная контекстуализация поможет разобраться в логике как самих этих инструментов, так и тех областей научного знания, в которых они возникли. А тем самым – и лучше понять, как их можно применять в филологии.
Цикл лекций и семинаров в 4 модуле знакомит с рядом междисциплинарных синтезов и «поворотов», произошедших в филологии за последние десятилетия и продолжающих происходить сегодня. Логика «поворотов» (антропологического, эпистемологического, материально-медиального, когнитивного и т.д.) и «studies» («memory / trauma studies», «literature-and-history studies», «performance studies», «subversive studies» и др.) позволит освоить навыки гибкого и множественного самоопределения в исследовательским поле, отточить актуальные аналитические техники, расширить проблемно-тематический и методологический арсенал современного литературоведа.
Цель освоения дисциплины
- развитие у студентов критического мышления и способности осмыслять различные подходы в компаративистике, использовать понятийный аппарат современных исследований в области сравнительного изучения литератур
- проблематизация методологии филологических исследований ( в том числе самостоятельных работ студентов) и развитие навыков междисциплинарного анализа
Планируемые результаты обучения
- критическое осмысление методологии современной филологии в междисциплинарном контексте гуманитарных и социальных наук
- осмысление истории филологического знания в рамках истории науки
- умение опознавать и оценивать применимость различных подходов современных социальных и гуманитарных наук к компаративному филологическому исследованию
Содержание учебной дисциплины
- История и ключевые теории социальных и гуманитарных наук
- Междисциплинарные «повороты» и «studies»
Элементы контроля
- Работа на семинарах в 3 модуле2-балльная система оценивания за каждый семинар – «система двух плюсов»: – за активную работу, проработанные и глубокие ответы студент получает 2 балла – «плюса»; – если работа не активная (1–2 качественных, но коротких комментария за все занятие) или если ответы поверхностные, студент получает 1 «плюс». «Плюсы» записываются в таблицу оценок и суммируются. Максимально можно накопить 10 «плюсов»-баллов. Работа на семинарах не подлежит пересдаче
- Модульное эссеПисьменная контрольная работа в конце 3 модуля. 10-балльная система оценивания. Модульное эссе студенты имеют право пересдать, если получили по нему неудовлетворительную оценку
- Работа на семинарах в 4 модуле2-балльная система оценивания за каждый семинар – «система двух плюсов»: – за активную работу, проработанные и глубокие ответы студент получает 2 балла – «плюса»; – если работа не активная (1–2 качественных, но коротких комментария за все занятие) или если ответы поверхностные, студент получает 1 «плюс». «Плюсы» записываются в таблицу оценок и суммируются. Максимально можно накопить 10 «плюсов»-баллов. Работа на семинарах не подлежит пересдаче
- Защита самостоятельного проектаЗащита самостоятельного проекта по пройденному в 4 модуле материалу; тема и формат проекта согласуются с преподавателем. 10-балльная система оценивания. Защиту самостоятельного проекта студенты имеют право пересдать, если получили по ней неудовлетворительную оценку
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.3 * Защита самостоятельного проекта + 0.3 * Модульное эссе + 0.2 * Работа на семинарах в 3 модуле + 0.2 * Работа на семинарах в 4 модуле
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Иглтон Т., Бучкина Е., Маяцкий М. и др. - Теория литературы: Введение - Территория будущего - 2010 - ISBN: 978-5-91129-079-5 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=102273
- Иглтон, Т. Идея культуры : учебное пособие / Т. Иглтон , под редакцией А. Смирнова , перевод с английского И. Кушнаревой. — 2-е изд. — Москва : Высшая школа экономики, 2019. — 192 с. — ISBN 978-5-7598-1907-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173396 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : учебное пособие / Б. В. Томашевский. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 334 с. — ISBN 978-5-9765-3575-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119092 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Юрий Лотман. (n.d.). Внутри мыслящих миров.