• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Научно-исследовательский семинар: методы онлайн исследований

Статус: Курс по выбору (Политология)
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 1
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Сфера методического оснащения социологических исследований традиционно считается наиболее консервативной, однако и она реагирует на бурные изменения социума. Современному социологу приходится учитывать, что его «объект» живет в мире многообразия новых онлайн-технологий, оказывающих влияние на все сферы повседневной жизни. В связи с этим возникает целый ряд методических проблем и возможностей, а также появляется необходимость рассмотрения потенциала методов сбора и дальнейшего использования данных в новых социальных и технологических реалиях. В рамках курса предполагается рассмотрение таких тем как место онлайн-исследований среди других стратегий и методов сбора данных; digital феномены и digital методы; опросные и не-опросные методы онлайн (от онлайн-анкет до мобильной этнографии); организационно-технические возможности проведения онлайн-исследований (от подготовки технического задания до создания исследовательского архива). В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать о методических и организационно-технических возможностях и ограничениях основных методов онлайн-исследований, уметь сравнивать познавательные возможности разных методов. • Уметь организовать онлайн-исследование как на отдельных этапах, так и комплексно, от постановки проблемы и выбора исследовательской стратегии до анализа материалов и выгрузки данных\хранения результатов. • Владеть навыками подготовки технического задания для передачи онлайн-исследования или его отдельных этапов внешним исполнителям (на аутсорс), а также навыками представления результатов исследовательских работ, выступая с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основными целями освоения курса «Методы онлайн-исследований» является знакомство с многообразием актуальных методов онлайн-исследований и обучение студентов пониманию специфики их использования, учитывая методические и организационно-технические возможностей и ограничений, обсуждение опыта использования специализированных инструментов для оперативного сбора онлайн-данных, а также выработка практических навыков по подготовке, проведению и аудиту прикладного исследования, реализованного при помощи онлайн-методов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать об основных трендах цифровой реальности
  • Понимать особенности роли мобильного исследователя и специфику мобильных методов.
  • Понимать причины и последствия технологизации методов сбора данных (ситуация сбора данных, характер данных, способы использования результатов).
  • Понимать этические особенности проведения онлайн-исследований
  • Владеть навыками использования открытых данных и специализированных онлайн-сервисов (Яндекс.Исследования и др.)
  • Ориентироваться в принципах подготовки и работы исследовательских архивов онлайн.
  • Уметь составить не-опросный инструментарий для его использования онлайн и скорректировать имеющийся инструментарий
  • Уметь составить инструментарий для онлайн-опроса и скорректировать имеющийся инструментарий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цифровая реальность, социум и методы
  • Опросные методы онлайн
  • Неопросные методы онлайн
  • Открытые данные, исследовательские архивы и этика онлайн-исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    В ходе выполнения домашнего задания 1 (эссе) студент должен продемонстрировать рефлексию относительно использования различных онлайн-методов применительно к выбранной теме исследования. Объем эссе 700-1500 слов. Оценивается: ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ творческий подход к ответу на вопрос, наличие признаков критического мышления
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    В развернутых ответах на вопросы студент должен продемонстрировать понимание основных проблем и современных интерпретаций цифровых феноменов и онлайн-методов, обсуждаемых на лекционных и семинарских занятий, а также хорошее знание первоисточников.
  • неблокирующий Мини-проект с презентацией
    Доклад на базе анализа сообщества по выбору студента
  • неблокирующий Кейс
    Работа над заданием в формате кейса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.25 * Активность на семинарских занятиях + 0.17 * Домашнее задание 1 + 0.18 * Кейс + 0.4 * Мини-проект с презентацией
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • D. Kachan A., & Д. Качан А. (2018). Open Data: Analysis of Trends ; Открытые Данные: Анализ Тенденций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5271C977
  • Data collection. Vol.4: Data collection from archives and collecting data ethically, , 2010
  • Producing, analyzing and sharing Open Data in Digital Humanities: some good practices ; Produire, analyser et partager des données ouvertes en Humanités Numériques : quelques bonnes pratiques. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DB923C58
  • Sheller, M., & Urry, J. (2006). Mobile Technologies of the City. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=157819
  • Yannis Charalabidis, Anneke Zuiderwijk, Charalampos Alexopoulos, Marijn Janssen, Thomas Lampoltshammer, & Enrico Ferro. (2018). The World of Open Data : Concepts, Methods, Tools and Experiences. Springer.
  • Королева, Д. О. (2016). Always Online: Using Mobile Technology and Social Media at Home and at School by Modern Teenagers ; Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B081B542

Рекомендуемая дополнительная литература

  • de Souza e Silva, A., & Sheller, M. (2014). Mobility and Locative Media : Mobile Communication in Hybrid Spaces. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=831957
  • Owens, T. (2017). Digital Sources & Digital Archives: The Evidentiary Basis of Digital History. https://doi.org/10.17605/OSF.IO/T5RDY
  • Интернет-исследования как направление социальных наук: теоретико-методологический анализ : автореф. дис. ... канд. социологических наук : 22.00.01, Колозариди, П. В., 2017
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • ТЕРЕНТЬЕВ Евгений Андреевич, НЕФЁДОВА Алёна Игоревна, & ГРУЗДЕВ Иван Андреевич. (2016). Влияние визуализации опросного инструментария в онлайн-исследованиях на качество данных. Мониторинг Общественного Мнения: Экономические и Социальные Перемены, (5 (135)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16918118

Авторы

  • Стрельникова Анна Владимировна