• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Критическая философия истории XIX – XX веков

Статус: Курс по выбору (Философские исследования)
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса «Критическая философия истории XIX – XX вв.» будет концептулизирована понятийная конструкция «критическая философия истории», впервые употребленная в 1930-е гг. французским философом и социологом Р. Ароном применительно к ряду концепций немецких мыслителей, в трудах которых получили развитие идеи, чаще всего обозначаемые как Historismus в новом значении этого слова. Если ранее оно использовалось филологами и архитекторами за архаическими остатками прежних смыслов и стилей, то с конца XIX в. оно обозначало философскую рефлексию по поводу истории. Предполагается рассмотреть расхождение с прежней философией истории – учениями Канта, Фихте, Гегеля, заключавшееся в том, что философы более не занимались сочинением доктрин относительно хода всемирной истории, даже прямо отвергали то, что доныне именуется «историософией». «Критической» новая философия истории была уже по той причине, что ставила кантовский вопрос об «условиях возможности» исторического познания. Она не подменяла методы исторической науки, но надстраивалась над ними как особого рода эпистемология. Не случайно у таких философов, как В. Дильтей, или историков, как И.Г. Дройзен, в центре внимания находилось методическое обособление «наук о духе» от «наук о природе». Это разграничение было основополагающим и для неокантианцев В. Виндельбанда и Г. Риккерта. В Германии в то время споры о специфике методов гуманитарных и социальных наук затрагивали ряд наук («исторические школы» права, национальной экономии, социологии). В фокусе внимания курса – переход от эпистемологической и методологической проблематики к онтологии истории в XX в., когда сам историк со своими теориями принадлежит истории, в основе знаний лежит историчность познающего. Ярче всего эта проблематика была представлена в «Бытии и времени» М. Хайдеггера, однако сходные подходы обнаруживались в учениях неогегельянцев («абсолютный историцизм» Б. Кроче, экзистенциальная трактовка «Феноменологии духа» А. Кожева). В Великобритании, где такого рода философия истории получила наименование metahistory, этот круг идей был представлен «Идеей истории» Р. Дж. Коллингвуда, в Испании теорией «исторического разума» Х. Ортеги-и-Гассета. Упомянутые труды составят концептуальную и текстологическую базу курса. Предполагается рассмотреть аналитическую философию истории, философскую составляющую социальных историй («школа Анналов» и др.), а также выявить следы этого «историзма» в историографии и в «лингвистическом повороте», который был провозглашен сторонниками «постмодернизма».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины Философия истории: ознакомление студентов магистратуры философского факультета с основными философско-историческими сочинениями прошлого, с концепциями 19-20 вв. (критическая и аналитическая философия истории), с проблемами эпистемологии и методологии наук о человеке.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет основные философские труды по проблематике философии истории
  • Умеет связывать практику исторических исследований с философским осмыслением прошлого и настоящего
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Время и история в мифологическом сознании, античной и средневековой философии
  • Возрождение, Реформация, Новое время
  • Просвещение и романтизм
  • Идея истории в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель)
  • Историзм 19-20 вв.
  • Аналитическая философия истории
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
    На текущем контроле студент должен продемонстрировать умение читать философские тексты, анализировать понятия и проблемы, содержащиеся в них, и обоснованно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу.
  • неблокирующий Эссе
    На текущем контроле студент должен продемонстрировать умение читать философские тексты, анализировать понятия и проблемы, содержащиеся в них, и обоснованно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу.
  • неблокирующий Экзамен
    На итоговом контроле, который осуществляется в виде устного собеседования, студент должен знать основные философско-исторические учения прошлого, разбираться в современных концепциях.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.15 * Семинары + 0.7 * Экзамен + 0.15 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Erdmann, J. E. (2014). History of Philosophy : Volume I. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=790381
  • Бытие и время, Хайдеггер, М., 2013
  • Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
  • Идеи к философии истории человечества, Гердер, И. Г., 2013
  • Избранное : введение в философию истории, Арон, Р., 2000
  • Лекции по философии истории, Гегель, Г. В. Ф., 2005
  • Нищета историцизма, Поппер, К. Р., 1993
  • О пользе и вреде истории для жизни; Сумерки кумиров, или Как философствовать молотом; О философах... : пер. с нем., Ницше, Ф., 2005
  • Основания новой науки об общей природе наций, Вико, Д., 1940
  • Постижение истории : сборник, Тойнби, А. Дж., 1991
  • Смысл истории, Бердяев, Н. А., 1990
  • Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева, И. М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Erdmann, J. E. (2013). History of Philosophy : Volume III. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=790382
  • Erdmann, J. E. (2014). History of Philosophy : Volume II. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=754505
  • Marias, J. (2012). History of Philosophy. [N.p.]: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1153756

Авторы

  • Руткевич Алексей Михайлович