Магистратура
2025/2026
Критическая философия истории XIX – XX веков
Статус:
Курс по выбору (Философские исследования)
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Руткевич Алексей Михайлович
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса «Критическая философия истории XIX – XX вв.» будет концептулизирована понятийная конструкция «критическая философия истории», впервые употребленная в 1930-е гг. французским философом и социологом Р. Ароном применительно к ряду концепций немецких мыслителей, в трудах которых получили развитие идеи, чаще всего обозначаемые как Historismus в новом значении этого слова. Если ранее оно использовалось филологами и архитекторами за архаическими остатками прежних смыслов и стилей, то с конца XIX в. оно обозначало философскую рефлексию по поводу истории. Предполагается рассмотреть расхождение с прежней философией истории – учениями Канта, Фихте, Гегеля, заключавшееся в том, что философы более не занимались сочинением доктрин относительно хода всемирной истории, даже прямо отвергали то, что доныне именуется «историософией». «Критической» новая философия истории была уже по той причине, что ставила кантовский вопрос об «условиях возможности» исторического познания. Она не подменяла методы исторической науки, но надстраивалась над ними как особого рода эпистемология. Не случайно у таких философов, как В. Дильтей, или историков, как И.Г. Дройзен, в центре внимания находилось методическое обособление «наук о духе» от «наук о природе». Это разграничение было основополагающим и для неокантианцев В. Виндельбанда и Г. Риккерта. В Германии в то время споры о специфике методов гуманитарных и социальных наук затрагивали ряд наук («исторические школы» права, национальной экономии, социологии).
В фокусе внимания курса – переход от эпистемологической и методологической проблематики к онтологии истории в XX в., когда сам историк со своими теориями принадлежит истории, в основе знаний лежит историчность познающего. Ярче всего эта проблематика была представлена в «Бытии и времени» М. Хайдеггера, однако сходные подходы обнаруживались в учениях неогегельянцев («абсолютный историцизм» Б. Кроче, экзистенциальная трактовка «Феноменологии духа» А. Кожева). В Великобритании, где такого рода философия истории получила наименование metahistory, этот круг идей был представлен «Идеей истории» Р. Дж. Коллингвуда, в Испании теорией «исторического разума» Х. Ортеги-и-Гассета. Упомянутые труды составят концептуальную и текстологическую базу курса. Предполагается рассмотреть аналитическую философию истории, философскую составляющую социальных историй («школа Анналов» и др.), а также выявить следы этого «историзма» в историографии и в «лингвистическом повороте», который был провозглашен сторонниками «постмодернизма».