• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Операторское мастерство для журналистов

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Кадр – главный источник информации. В рамках курса студенты научатся видеть историю «картинкой». Поймут, как рассказать историю без текста и как написать текст под видео. Узнают и применят на практике принципы композиции, ракурса, переднего плана. Научатся снимать видео, которое не потребует монтажа, будут уметь использовать подручные средства для создания качественного изображения. Научаться видеть в «обычных вещах» смыслы. Освоят технику съемки в нетипичных условиях. Селфи-стендап и интервью без оператора. Жанровые съемки (док-реалити, live-to-tape, событийный репортаж, портрет и т.д.). Разберутся в индустриальных форматах, стандартах и тенденциях работы с видеоконтентом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоить основные приемы профессиональной съемки
  • Научиться рассказывать историю «картинкой»
  • Изучить основы компоновки кадра
  • Получить навыки работы со светом
  • Научиться ориентироваться на месте съемок, выбирать точку для съемок интервью или стендапа
  • Научиться взаимодействию с оператором в постановке творческих задач
  • Научиться видеть очевидные и скрытые смыслы в изображении
  • Получить навыки монтажа видео
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет приемами профессиональной съемки;
  • Называет основы компановки кадра;
  • Умеет работать со светом;
  • Применяет монтажные приемы на практике;
  • Выделяет очевидные и скрытые смыслы в изображении;
  • Придумывает, как рассказать историю картинкой.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в профессию
  • Основы компоновки кадра
  • Технические аспекты видеосъемки. Виды камер, форматы, передающие устройства.
  • Правила монтажности и сочетания кадров
  • Разбор и обсуждение отснятых и смонтированных монтажных историй
  • Свет - главное «орудие» оператора и средство выражения
  • Съемка интервью / Съемка и монтаж стэндап
  • Взаимодействие корреспондента и оператора при создании телевизионного контента
  • Особенности грима и одежды для корреспондента и ведущего
  • Разработка и обсуждение итогового проекта
  • Съемка и монтаж итогового проекта
  • Защита итогового проекта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость семинаров
  • неблокирующий Домашнее задание №1
  • неблокирующий Домашнее задание №2
  • неблокирующий Итоговый проект
  • неблокирующий Домашнее задание №3
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.1 * Домашнее задание №1 + 0.1 * Домашнее задание №2 + 0.1 * Домашнее задание №3 + 0.5 * Итоговый проект + 0.2 * Посещаемость семинаров
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Композиция кадра в кино и на телевидении, Уорд, П., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Пименов, В. И.  Видеомонтаж. Практикум : учебное пособие для вузов / В. И. Пименов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07628-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514062 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Мучник Константин Александрович
  • Федорова Ксения Александровна