2025/2026





Исследования фэндомов и популярной культуры Восточной Азии
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
НИС интегрирует два исследовательских направления: изучение популярной культуры стран Восточной Азии (Южная Корея, Япония, Китай) и медиафэндомов. Приоритетом является анализ восточноазиатских популярных медиа (сериалы, анимация, комиксы, новеллы, телешоу, айдол-группы, бренды и платформы) и связанных с ними фан-сообществ, включая российские и глобальные. В рамках семинара также обсуждаются исследования фан-культуры (fan studies) в целом, поэтому он будет полезен поклонникам не только азиатского, но и западного медиаконтента. На занятиях студенты будут выполнять задания в широком диапазоне тем, фокусируясь на изучении самой медиапродукции и практиках ее распространения и потребления. Большинство заданий учитывают фанатский и исследовательский интерес студентов. В частности, на семинарах планируется: (1) читать и обсуждать научную литературу, посвященную популярной культуре Восточной Азии и исследованиям фэндомов; (2) разрабатывать дизайн курсовых исследований и представлять их промежуточные результаты; (3) анализировать отдельные медиапродукты, феномены и практики. НИС ориентирован прежде всего на академический формат КР, но будет полезен и студентам, выполняющим творческие КР (например, подкаст по японской поп-культуре) для написания теоретической и проектной записок.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов представления о медиакультуре Восточной Азии и направлениях ее изучения.
- Научить студентов использовать различные подходы и методы в процессе написания курсовых работ по теме восточноазиатских медиа.
- Развить навыки академической дискуссии и презентации студенческих исследований, посвященных медиакультуре Восточной Азии.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует аудитории и фэндомы восточноазиатских медиа, реализуя различные методы
- Анализирует кросс-культурные различия в производстве и рецепции адаптированного медиаконтента
- Анализирует медиасистемы и индустрии Восточной Азии, используя различные методы
- Анализирует медийные репрезентации / дискурсы восточноазиатских медиа, применяя различные методы
- Находит и использует ключевые научные источники / ресурсы в области исследований китайской медиакультуры
- Находит и использует ключевые научные источники / ресурсы в области исследований южнокорейской медиакультуры
- Находит и использует ключевые научные источники / ресурсы в области исследований японской медиакультуры
- Ориентируется в направлениях исследований восточноазиатской медиакультуры
- Представляет результаты исследования восточноазиатских медиа
- Разрабатывает дизайн исследования восточноазиатских медиа
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в НИС «Исследования медиакультуры Восточной Азии»
- Тема 2. Обзор исследований медиакультуры Южной Кореи
- Тема 3. Обзор исследований медиакультуры Японии
- Тема 4. Обзор исследований медиакультуры Китая
- Тема 5. Исследования контента восточноазиатских медиа
- Тема 6. Исследования медиасистем и индустрий Восточной Азии
- Тема 7. Исследования аудиторий и фэндомов восточноазиатских медиа
- Тема 8. Восточная Азия и Запад: адаптации медиаконтента
- Тема 9. Представление результатов исследований восточноазиатских медиа
Элементы контроля
- Задание 4 для семинарских встреч
- Задание 5 для семинарских встреч
- Задание 6 для семинарских встреч
- Индивидуальный исследовательский проект
- Задание 2 для семинарских встреч
- Задание 1 для семинарских встреч
- Задание 3 для семинарских встреч
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.1 * Задание 1 для семинарских встреч + 0.1 * Задание 2 для семинарских встреч + 0.2 * Задание 3 для семинарских встреч + 0.1 * Задание 4 для семинарских встреч + 0.1 * Задание 5 для семинарских встреч + 0.1 * Задание 6 для семинарских встреч + 0.3 * Индивидуальный исследовательский проект
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Chua, B. H. (2012). Structure, Audience and Soft Power in East Asian Pop Culture. Hong Kong University Press.
- Kim, S.-Y. (2018). K-pop Live : Fans, Idols, and Multimedia Performance. Stanford University Press.
- Roman Rosenbaum. (2013). Manga and the Representation of Japanese History. Routledge.
- Wanning Sun, & Jenny Chio. (2012). Mapping Media in China : Region, Province, Locality. Routledge.
Рекомендуемая дополнительная литература
- DeBoer, S. (2014). Coproducing Asia : Locating Japanese–Chinese Regional Film and Media. Univ Of Minnesota Press.
- Jim Cheng, James Wicks, & Sachie Noguchi. (2016). An Annotated Bibliography for Taiwan Film Studies. Columbia University Press.
- Marina Svensson, Elin Sæther, & Zhi’an Zhang. (2014). Chinese Investigative Journalists’ Dreams : Autonomy, Agency, and Voice. Lexington Books.
- Oh Youjeong. (2018). Pop City : Korean Popular Culture and the Selling of Place. Cornell University Press.
- Ерохина Татьяна Иосифовна, & Сандросян Джульетта Седраковна. (n.d.). Экзистенциальные мотивы в корейской дораме (на примере дорамы «Токкэби» / «Демон»).
- Тарасова А.В. (n.d.). Жест Как Проекция Чувства В Южнокорейском Телесериале: О Способах Применения.
- Тарасова Александра Владимировна. (n.d.). Божества И Демоны На Улицах Сеула: Конструирование Пространства В Южнокорейском Телесериале Жанра «Фэнтези».
- Тарасова Александра Владимировна. (n.d.). Понять, Прочувствовать И Присвоить: Южнокорейский Сериал “Лунные Влюбленные - Алые Сердца: Корё” В Обсуждениях Русскоязычных Зрителей.