• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Медиапсихология и трансформация аудитории СМИ

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование целостного представления о принципах психологического исследования аудитории СМИ, ключевых показателях, применяемых в индустрии, а также актуальных представлениях о процессе трансформации аудитории и его психологических причинах. Широкая методологическая основа курса включает в себя современные медиапсихологические, социологические, социально-философские и культурологические исследования. Студенты-журналисты получат в распоряжение инструменты углубленного системного анализа аудитории и психологии медиапотребления как важнейших условий возможности осуществления собственной профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать системное видение психологии медиапотребления и ключевых аспектов феномена аудитории СМИ
  • Изучить инструменты системного анализа ключевых аспектов феномена аудитории СМИ
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Перечисляет различия в подходах к исследованию медиапсихологических проблем
  • Воспроизводит ключевые аудиторные показатели в исследованиях СМИ
  • Обсуждает концептуальные различия между понятиями “толпа”, “масса”, “общество потребления”, “общество впечатлений”
  • Классифицирует мотивы медиапотребления с учётом вариативных факторов
  • Оценивает применимость тех или иных психологических инструментов для осуществления влияния при создании медиатекста
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Медиапсихология как научная дисциплина
  • Основные теоретические подходы к исследованию проблем медиапсихологии
  • Мотивационная структура медиапотребления
  • От толпы к аудитории: генезис понятий в контексте исследования детерминант трансформации аудитории СМИ
  • Психология восприятия медиаконтента
  • Исследования аудитории и медиапотребления. Аудиторные показатели: подходы к психологической интерпретации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Элемент контроля предполагает учёт вклада студента (в виде вербальной активности, интеллектуальной деятельности) в проведение занятий. Оценивается только на семинарах, не распространяется на лекционные занятия. Видеоинструкция по ЭК: https://vkvideo.ru/video7336281_456239060?list=ln-fGxsISMDzDDYEuxu59
  • неблокирующий Практическое задание
    Групповое выступление по результатам выполнения домашнего либо аудиторного задания / индивидуальное выступление / выполнение письменного / устного задания преподавателя.
  • неблокирующий Тестирование
    Элемент контроля предполагает выполнение тестов, заранее сформированных в системе SmartLMS. Оценивание производится автоматически. ЭК проводится в Safe Exam Browser. Скачивание и установка браузера производится студентом самостоятельно. Тест предполагает наличие вопросов по лекционной и семинарской части курса и списку основной литературы. Видеоинструкция к ЭК: https://vkvideo.ru/video7336281_456239061?list=ln-oFOWAb3lRPp34Or7hG
  • неблокирующий Критическое чтение
    Элемент контроля повышенной сложности. Выполнение – факультативно, на усмотрение студента. Проводится в письменной форме. Выполняется в течение реализации дисциплины. Письменная рефлексия по прочитанному тексту в программе Perusall.com. Образ результата к данному ЭК – полное, добросовестное, глубокое и рефлексивное прочтение предложенного в рамках курса текста с фиксацией собственных суждений и умозаключений по нему с привлечением материалов курса и дополнительных сведений в формате комментариев. ЭК выполняется только в системе perusall.com. Использование технологий генеративного (а также других видов) ИИ при выполнении данного ЭК запрещено. Проверка работы на предмет использования технологий ИИ производится с помощью системы Антиплагиат, а также, в случае необходимости, с помощью уточняющих вопросов преподавателя. Видеоинструкция к ЭК: https://vkvideo.ru/video7336281_456239059?list=ln-aWKz9wyFisZRRleUCn
  • неблокирующий Итоговый проект
    Элемент контроля проводится в устной форме с использованием мультимедийной поддержки выступления исключительно в групповом формате. Подготовка итоговых проектов производится на протяжении всего курса, защита итоговых проектов – на последних семинарских занятиях курса. При подготовке итогового проекта допускается кластерное использование генеративных технологий со следующими целями: для поиска идей, улучшения качества мультимедийной поддержки, поиска релевантной литературы и источников, оформления и структурирования текста. Запрещено использовать сплошным образом для больших фрагментов проекта, без предъявления признаков самостоятельно выполненной работы. Все члены команды получают одинаковую итоговую оценку за проект.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.1 * Активность + 0.3 * Итоговый проект + 0.2 * Критическое чтение + 0.2 * Практическое задание + 0.2 * Тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Олешко, В. Ф.  Психология журналистики : учебник и практикум для вузов / В. Ф. Олешко. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 373 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5626-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/557625 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Московичи, C. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / C. Московичи , Перевод с французского Т. П. Емельяновой. — Москва : Академический Проект, 2020. — 396 с. — ISBN 978-5-8291-2786-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132410 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Уваров Федор Максимович