• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Проектный семинар "Мультимедийные спецпроекты"

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Проектный семинар «Мультимедийные спецпроекты» направлен на выработку у студентов основных навыков подготовки digital-контента. В рамках освоения дисциплины студенты познакомятся с технологиями и инструментарием мультимедийной журналистики в целом, а также на примере практических кейсов исследуют три этапа создания мультимедийного digital-проекта. Pre-production (поиск темы, определение формата, разработка концепции, подготовка заявки и т.д.). Production (составление дорожной карты проекта, определение ключевых творческих процессов и операций, системный менеджмент редакционных процессов и т.д.). Post-production (дистрибуция при помощи разных каналов распространения контента, задействование комплекса маркетинговых коммуникаций, участие в конкурсных и грантовых программах и проч.). Конечной целью освоения дисциплины выступает создание собственного мультимедийного digital-проекта — в рамках данного процесса студенты сумеют применить приобретенные знания и компетенции на практике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Исследовать генезис мультимедийной журналистики и процесс фундаментальной трансформации журналистской деятельности в условиях дигитализации и конвергенции
  • Рассмотреть актуальные форматы, технологические инструменты и платформы, которые применяются для создания мультимедийного контента в СМИ
  • Изучить ключевые журналистские навыки и компетенции, необходимые для работы в мультимедийных (конвергентных) редакциях
  • Проанализировать основные принципы цифрового сторителлинга, которые позволяют вовлечь читателя в историю и удержать его внимание, а также концепцию трансмедийных нарративов и схемы ее применения в современных мультимедийных digital-проектах
  • Научиться составлять заявку на создание digital-проектов и дорожную карту спецпроекта, распределять задачи внутри творческого коллектива, осуществлять комплекс действий в рамках системы инструментов менеджмента редакционных процессов, а также работать в рамках конкурсного и грантового треков
  • Создать мультимедийный digital-проект
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет информационные поводы, которые могут лечь в основу создания digital-проектов в СМИ
  • Определяет актуальность, новизну и целесообразность создания конкретного мультимедийного продукта и подготавливать заявку на создание собственного digital-проекта в формате текстового документа и презентации
  • Разрабатывает собственный мультимедийный digital-проект на основе утвержденной заявки
  • Аргументирует в рамках публичной устной защиты выбор темы, концепции, сюжетной композиции и возможных методов продвижения собственного мультимедийного digital-проекта, а также обосновывать практическую ценность задействования использованных мультимедийных элементов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Комплексная характеристика дисциплины, описание ее целей и задач. Структура проектного семинара
  • Трансформация редакционной деятельности в условиях цифровизации. Влияние конвергенции на журналистскую деятельность
  • Специфика мультимедийной журналистики: форматы и технологии
  • Специфика профессиональной деятельности сотрудников мультимедийных редакций
  • Методы работы с источниками информации для создания комплексных digital-продуктов
  • История развития мультимедийных спецпроектов и общая характеристика их использования в современной медиаиндустрии
  • Журналистика данных: общая характеристика и востребованные форматы
  • Сторителлинг в спецпроектах: визуальный и мультимедийный
  • Подготовительный период создания мультимедийного спецпроекта (pre-production): основные этапы и специфика работы журналиста
  • Практикум: генерация идей для мультимедийных спецпроектов. Brainstorm и основы фасилитации командной работы
  • Практикум: основы питчинга креативной идеи. Партнерский спецпроект с внешним заказчиком
  • Практикум: питчинг-сессия заявок на создание digital-проектов
  • Производственный период создания мультимедийного спецпроекта (production): основные этапы и специфика работы журналиста
  • Практикум: MVP мультимедийного digital-проекта в формате скроллителлинга
  • Заключительный период создания мультимедийного спецпроекта (post-production): основные этапы и специфика работы журналиста
  • Итоговая защита проектов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Разработка собственного мультимедийного digital-проекта
  • неблокирующий Подготовка заявки на создание digital-проекта
  • неблокирующий Устная защита подготовленного digital-проекта
  • неблокирующий Посещаемость
    Контроль посещаемости проектного семинара в ходе освоения дисциплины.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.3 * Подготовка заявки на создание digital-проекта + 0.15 * Посещаемость + 0.4 * Разработка собственного мультимедийного digital-проекта + 0.15 * Устная защита подготовленного digital-проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Баранова, Е. А.  Конвергентная журналистика : учебник для вузов / Е. А. Баранова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 157 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19098-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560362 (дата обращения: 03.04.2025).
  • Кульчицкая, Д. Ю. Лонгриды в онлайн-СМИ: особенности и технология создания : учебное пособие / Д. Ю. Кульчицкая, А. А. Галустян. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 80 с. — ISBN 978-5-7567-0845-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97224 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Мультимедийная журналистика - 978-5-7598-1189-3 - Качкаева А.Г., Шомова С.А., ред. - 2017 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362080 - 362080 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 22113 - Alpina - Ясно, понятно: Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов - М. Ильяхов - Альпина Паблишер - 9785961442434 - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22113
  • Морфология волшебной сказки. . - 978-5-4461-1838-0 - Пропп Владимир - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/376956 - 376956 - iBOOKS

Авторы

  • Федорова Ксения Александровна