Магистратура
2025/2026





Научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Интерактивные медиа и цифровые индустрии)
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Новикова Анна Алексеевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина предполагает освоение методов исследования, активно использующихся при научно-исследовательской и аналитической работе в сфере медиа: экспертные интервью и анализ кейсов. В ходе работы студенты познакомятся с принципами разработки, подготовки и проведения процедуры исследования. А также выполнят ряд исследовательских процедур, которые можно использовать для выпускных квалификационных работ магистров.
Цель освоения дисциплины
- Изучить подходы к формулировке индустриальных проблем
- Попробовать метод фокус-групп как инструмент аналитической работы
- Изучить принципы подготовки и проведения экспертных интервью
- Изучить принципы обработки результатов экспертных интервью
- Познакомиться с алгоритмом проведения анализа кейсов
- Освоить алгоритм проведения анализа кейсов
Планируемые результаты обучения
- Формулирует проблему исследования
- Формулирует исследовательские вопросы, позволяющие решить проблему исследования
- Составляет вопросник для экспертного опроса
- Выбирает пул экспертов для экспертного опроса
- Проводит экспертные интервью и обрабатывает полученные материалы
- Проводит комплексный анализ кейсов
- Анализирует ответы экспертов
Содержание учебной дисциплины
- Проблема индустриального исследования и исследовательские вопросы (проведение фокус-группы)
- Разработка гайда и проведения экспертных интервью
- Комплексный анализ кейса
- Разработка матрицы под запрос заказчика и проведения анализа кейсов
Элементы контроля
- Задание 1. Изучение проблемного поля медиаисследованийГрупповое задание на семинаре, помогающее подготовиться к выполнению контрольного задания.
- Задание 2. Разработка гайда для интервьюГрупповое задание на семинаре, помогающее подготовиться к выполнению контрольного задания.
- Задание 3. Выявление сюжетов для эссеИндивидуальное задание на семинаре.
- Задание 4. Интервью и эссе по итогам тестового этапа исследованияСтуденты объединяются в команды для проведения экспертных интервью по интересующей их теме. Составляют общий гайд и распределяют между собой экспертов. Каждый член команды проводит по 2 интервью по общему гайду и расшифровывает их. Студенты собирают все интервью в общую базу и распределяют подтемы, по которым они пишут индивидуальные эссе. Проводят кабинетный этап исследования, выделяют ключевые сюжеты, повторяющиеся в интервью и пишут аналитическое эссе, используя предложенный преподавателем шаблон.
- Задание 5. Анализ кейса (5-7 страниц)Элемент по желания студента. Он демонстрирует продвинутый уровень освоения предмета. Рекомендован студентам, претендующим на 9 – 10 баллов. Элемент не пересдается.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.1 * Задание 1. Изучение проблемного поля медиаисследований + 0.1 * Задание 2. Разработка гайда для интервью + 0.1 * Задание 3. Выявление сюжетов для эссе + 0.5 * Задание 4. Интервью и эссе по итогам тестового этапа исследования + 0.2 * Задание 5. Анализ кейса (5-7 страниц)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Gerring, J. (2007). Case Study Research : Principles and Practices. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=185849
- Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил [Электронный ресурс] / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). - 978-5-7598-1469-6 - Радаев В. В. - 2019 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382693 - 382693 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дискурс-анализ : теория и метод, Йоргенсен, М. В., 2008
- Добреньков В. И., Кравченко А. И. - Методы социологического исследования - 978-5-16-018913-0 - НИЦ ИНФРА-М - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/2078369 - 2078369 - ZNANIUM