Магистратура
2025/2026





Семинар академического наставника
Статус:
Курс обязательный (Совместная магистратура НИУ ВШЭ и ЦПМ)
Кто читает:
Факультет математики
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Семинар академического наставника организуется для студентов Совместной магистратуры НИУ ВШЭ и ЦПМ в первом и втором семестрах 1 года обучения и первом семестре 2 года обучения. Целью семинара является консультирование и сопровождение магистрантов как в построении индивидуальной образовательной траектории: выборе курсов и НИСов, научного руководителя КР и ВКР, так и в реализации раздела ИУПа «Практика». В рамках семинара осуществляется изучение современных образовательных технологий и проводятся практические занятия по внедрению их в учебный процесс. Семинар является площадкой для обмена опытом, полученным магистрантами во время прохождения Педагогической практики. На семинаре наставника, магистранты получают знания и умения, необходимые для осуществления предварительной оценки и коррекции своей педагогической деятельности.
Цель освоения дисциплины
- Формирование индивидуальной образовательной траектории студента и овладение навыком личного планирования.
Планируемые результаты обучения
- - знакомство со структурой магистерской программы: образовательная траектория, дополнительное образование, образовательные результаты; - знание особенностей учебного процесса в ВШЭ: таймлайн движения по программе, система оценивания и контроль; - знакомство с учебной программой дисциплины (ПУД) - знакомство с цифровыми ресурсами ВШЭ; - знание правил формирования ИУПа; - знание ПОПАТКУС Цифровые сервисы и инструменты студента
- - знание основных принципов дидактики: научность, доступность, наглядность, систематичность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, прочность;
- - знание Положения НИУ ВШЭ об организации и проведении практической подготовки студентов; - знакомство с Программой практики; - подготовка заявки на прохождение педагогической практики: согласование сроков, выбор образовательного учреждения; - получение задания педагогической практики
- - знание основных требований медицины и психологии; - применение полученных знаний на практике
- - понимание целей обучения; - способность выделения цели отдельного урока, учебного цикла, учебного года
- - понимание логики наполнения школьного курса математики; - знание объема полученных математических знаний школьниками и тематического распределения; - знание основных линий в школьном курсе алгебры
- - формирование представления о цели и задачах изучения основ теории вероятностей в школе; - понимание стуктуры и тематического распределения
- - понимание логики строения курса и наполнения тем; - знание тематического распределения
- - формирование представления о структуре и тематическом наполнении курса; - знакомство с различными приемами формирования пространственного мышления
- - знакомство с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина; - формирование представления об организации деятельности на уроке согласно теории П.Я.Гальперина
- - формирование представления о различных формах обучения; - формирование представления о настенных таблицах в кабинете математике: содержание и вид; - перечень цифровых технологий и формирование компетенций их использования; - формирование компетенций использования электронных ресурсов
- - знакомство с технологией учебных циклов; - формирование компетенции построения учебного цикла по заданной теме
- - формирование компетенций работы с определениями, алгоритмами, аксиомами, теоремами; - формирование умений и навыков построения заданий на отработку определений, алгоритмов, аксиом и формулировок теорем
- представление обзора литературы по теме КР, представление материалов для апробации проекта в образовательном пространстве и критериев оценки полученных результатов.
- Представление теоретической составляющей ВКР, включающей в себя обоснование выбора проектной идеи и определения методологии
Содержание учебной дисциплины
- Организация учебного процесса в НИУ ВШЭ1 год обучения. Модуль 1.
- Организация практической подготовки магистрантов1 год обучения. Модуль 1
- Система преподавания математики. Требования педагогики, психологии и медицины.1 год обучения. Модуль 2
- Система преподавания математики в школе. Цели обучения
- Система преподавания математики в школе. Содержание обучения
- Система преподавания математики в школе. Содержание обучения. Стохастическая линия
- Система преподавания математики в школе. Содержание обучения. Алгебра и начала анализа 10-11 класс
- Система преподавания математики в школе. Содержание обучения. Стереометрия 10-11
- Система преподавания математики в школе. Методы обучения
- Система преподавания математики в школе. Методы обучения. Технология учебных циклов
- Система преподавания математики в школе. Определения. Аксиомы. Теоремы. Алгоритмы
- Система преподавания математики в школе. Формы обучения. Средства обучения
- Функциональная линия в школьном курсе математики. Монотонность функции
- Числа и вычисления в школьном курсе математики.
- Арифметическая и геометрическая прогессии в школьном курсе математиики
- Уравнения в школьном курсе математики
- Научно-исследовательская деятельность
Элементы контроля
- Организация учебного процесса в НИУ ВШЭ, организация практической подготовки студентов
- Система преподавания математики
- Научно-исследовательская деятелность. Подготовка курсовой работы
- Содержание обучения
- Система преподавания математики в школе. Содержание обучения
- Научно-исследовательская деятельность, подготовка ВКРПодготовка аналитического обзора литературы; проведение предпроектного исследования и выбор проектной идеи, определение методологии оценивания результатов проекта
- Разработка учебно-методических материалов по заданной теме
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd moduleФормула оценки ЗАЧЕТ: 0,5*Организация учебного процесса в НИУ ВШЭ, организация практической подготовки студентов +0,5 * система преподавания математики
- 2025/2026 4th module0.5 * Научно-исследовательская деятелность. Подготовка курсовой работы + 0.5 * Содержание обучения
- 2026/2027 3rd module0.3 * Научно-исследовательская деятельность, подготовка ВКР + 0.5 * Разработка учебно-методических материалов по заданной теме + 0.2 * Система преподавания математики в школе. Содержание обучения
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- И на камнях растут деревья : живая педагогика, Ямбург, Е. А., 2023
- Методика преподавания математики, Дорф, П. Я., 1960
- Несерьезная педагогика, Корчак, Я., 2022
- Школа на пути к свободе : культурно - историческая педагогика, Ямбург, Е. А., 2000
- Юрченко, Е. В. Живая методика математики / Е. В. Юрченко. — Москва : МЦНМО, 2013. — 144 с. — ISBN 978-5-4439-0099-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/80135 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Психология и педагогика : учебник, Кравченко, А. И., 2019