• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Методология исследований и количественный анализ данных в социальной психологии

Статус: Курс обязательный (Прикладная социальная психология)
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 58

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Методология исследования и количественный анализ данных в социальной психологии» предназначен для студентов магистерской программы «Прикладная социальная психология» и является водным курсом в методологию психологических исследований и количественный анализ данных. Целью дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний о методологии исследований и представлений об организации психологического исследования, а также формирования навыков математико-статистического анализа данных, начиная от сбора и обработки данных до базовых методов количественного анализа данных и наглядного представления и интерпретации результатов анализа. В дальнейшем приобретенный знания и навыки могут быть использованы студентами как для планирования и проведения собственных исследовательских проектов, которые приведут к защите магистерской диссертации и будущим научным публикациям, так и для решения реальных задач в профессиональной области.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов теоретические знания о методологии исследований и представлений об организации психологического исследования, а также сформировать навыки базового математико-статистического анализа данных для успешного планирования и реализации исследовательских проектов, предусмотренных магистерской диссертацией и профессиональной деятельностью.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать этапы проведения психологического исследования и этические стандарты его проведения.
  • Знать условия установления причинно-следственной связи и переменные в экспериментальном и (не)экспериментальном психологическом исследовании.
  • Знать основные планы психологического исследования (доэкспериментальные, экспериментальные, факторные, квази-экспериментальные и корреляционные) и этапы проведения научного исследования.
  • Знать (не)параметрические методы корреляционного анализа и уметь применять их для оценки и интерпретации взаимосвязей между переменными.
  • Знать (не)параметрические методы регрессионного анализа и уметь применять их для оценки, моделирования и интерпретации взаимосвязей между переменными.
  • Знать и уметь применять (не)параметрические статистические тесты для группового сравнения (тест Стьюдента).
  • Знать и уметь применять (не)параметрические статистические тесты для группового сравнения (дисперсионный анализ).
  • Знать и уметь применять многомерные методы анализа структуры данных.
  • Знать определения и основные виды валидности и надежности психологического исследования и их угрозы. Уметь оценивать надёжность и валидность психологического исследования и владеть базовыми статистическими методами их оценки
  • Знать определение генеральной совокупности и выборки и всё, что с ней связано. Знать и владеть стратегиями формирования выборки в психологическом исследовании.
  • Знать источники и методы сбора данных в психологическом исследовании.
  • Уметь подготавливать данные к первичному и основному математико-статистическому анализу.
  • Знать и уметь рассчитывать меры центральной тенденции, меры положения и меры изменчивости. Владеть методами анализа экстремальных и пропущенных значений
  • Знать определение и основные виды распределения и владеть базовыми тестовыми и графическими способами проверки нормальности распределения данных
  • Знать определение гипотезы и основные ее виды. Уметь формулировать корректные гипотезы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научное исследование в психологии: этические и организационные аспекты.
  • Планы исследования: доэкспериментальные, экспериментальные, факторные квази-экспериментальные и корреляционные исследования.
  • Валидность психологического исследования и угрозы валидность. Надежность.
  • Выборка в психологическом исследовании
  • Анализ количественных данных: Описательные статистики и предобработтка данных
  • Гипотеза в психологическом исследовании
  • Анализ количественных данных: Корреляционный анализ
  • Анализ количественных данных: регрессионный анализ
  • Анализ количественных данных: сравнение двух выборок (t-критерий)
  • Анализ количественных данных: сравнение более двух выборок (дисперсионный анализ)
  • Анализ количественных данных: анализ структуры данных
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Разработка плана исследования
  • неблокирующий Проведение количественного анализа данных
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Итоговый тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    Итоговая оценка = 0.6 * (0.8 * Ср. оценка за домашние задания ((0.4 * Разработка плана исследования + 0.4 * Проведение количественного анализа данных) / 2) + 0.2 * ср. оценка за активность на семинаре) + 0.4 * Итоговое тестирование.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 9780205849574 - Barbara G. Tabachnick; Linda S. Fidell - Using Multivariate Statistics, 6th Edition - 2013 - Pearson - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1418064 - nlebk - 1418064
  • Giles, D. (2002). Advanced Research Methods in Psychology. Hove, East Sussex: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548434
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bridging the Semantic Web and NoSQL Worlds: Generic SPARQL Query Translation and Application to MongoDB. (2019). France, Europe: HAL CCSD. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7E666A4A
  • Sharma, D. K. K. (2015). Statistical Analysis, Design Of Experiments, Random Error And Bias. https://doi.org/10.5281/zenodo.1196742

Авторы

  • Макласова Екатерина Владимировна
  • Каримова Азхария Мухамадовна
  • Кушнирук Анастасия Владимировна