• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Информационные системы прогнозирования и планирования цепей поставок

Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Этот курс представляет собой обзор процессов и систем планирования цепочек поставок (Advanced Planning and Scheduling, APS) и подробные примеры применения отдельных типов информационных систем планирования на разных уровнях иерархии планирования цепочек поставок. Студенты получают возможность получить практический опыт решения задач планирования с использованием APS, а также ознакомиться с примерами внедрения APS в России и мире.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - сформировать понимание роли моделей и информационных систем для поддержки ключевых процессов планирования цепи поставок
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет своими словами структуру матрицы процессов планирования цепи поставок
  • Называет и описывает входы и выходы основных процессов планирования цепи поставок
  • Способен разрабатывать и анализировать модели стратегического проектирования сети с использованием специализированного программного обеспечения
  • Способен собственными словами описать концептуальную модель стратегического планирования цепей поставок
  • Способен объяснить концептуальную модель тактического планирования цепей поставок
  • Способен разрабатывать и анализировать модель тактического планирования цепей поставок с использованием специализированного программного обеспечения
  • Способен собственными словами описать назначение процессов и задач оперативного планирования
  • Способен перечислить и объяснить смысл KPI в оперативном планировании производства
  • Способен собственными словами описать процесс прогнозирования спроса и его взаимосвязь с планированием цепей поставок
  • Способен разрабатывать и анализировать модели прогнозирования спроса с использованием специализированного программного обеспечения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Концептуальная основа планирования цепей поставок
  • Стратегическое планирование цепей поставок
  • Тактическое планирование цепей поставок
  • Оперативное планирование цепей поставок
  • Прогнозирование спроса в цепях поставок
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Активность включает, но не ограничивается: - решением задач; - выступлением с докладом; - участием в обсуждении доклада. Каждый вид активности оценивается определенным количеством баллов, которые суммируются. Сумма баллов за активность не может превысить 10. При решении задач и подготовке отчетов допускается использование ИИ, однако в этом случае авторы работы должны задекларировать использование ИИ как описано здесь: https://www.hse.ru/studyspravka/ai_guidelines_pps, в пункте "Как студенты должны декларировать использование ИИ виды письменных учебных работ...". Отнеситесь к этому описанию серьезно, т.к. на его основе будет экспертно оцениваться степень применения вашего естественного интеллекта и формирования предусмотренных заданием навыков, а также оценка за задание. В случае выявления незадекларированного использования ИИ за работу выставляется 0 баллов.
  • неблокирующий Тест
    Итоговый тест содержит задания на понимание концепций и инструментов, рассмотренных в курсе. Тест проводится онлайн на платформе SmartLMS. Вам будут предложены 10 вопросов, на которые необходимо ответить в течение 15 минут. Тест будет проводиться синхронно на последней лекции курса. Разрешается пользоваться любыми ресурсами, кроме готовых ответов, помощи других людей или генеративных моделей.
  • неблокирующий Домашнее задание
    В рамках домашних заданий вам будет предложено решить несколько кейсов с использованием инструментов, изученных в курсе. Задание, требования и критерии оценки будут размещены отдельно в каждом задании в SmartLMS. Оценка по этому элементу контроля будет рассчитываться как среднее из оценок за отдельные задания. Задания можно выполнять индивидуально или в командах до 5 человек. При решении задач и подготовке отчетов допускается использование ИИ, однако в этом случае авторы работы должны задекларировать использование ИИ как описано здесь: https://www.hse.ru/studyspravka/ai_guidelines_pps, в пункте "Как студенты должны декларировать использование ИИ виды письменных учебных работ...". Отнеситесь к этому описанию серьезно, т.к. на его основе будет экспертно оцениваться степень применения вашего естественного интеллекта и формирования предусмотренных заданием навыков, а также оценка за задание. В случае выявления незадекларированного использования ИИ за работу выставляется 0 баллов.
  • неблокирующий Проект
    В рамках итогового проекта вам предстоит применить изученные в курсе методы и инструменты для решения реальной бизнес-задачи. Тему проекта вы выбираете самостоятельно (на основе реальной компании, либо на основе кейса, рассмотренного в статье). Проект можно выполнять в команде до 5 человек. Защита проекта проводится в день экзамена. Материалы проекта должны быть загружены не позднее чем за 7 календарных дней до назначенной даты экзамена. При решении задач и подготовке отчетов допускается использование ИИ, однако в этом случае авторы работы должны задекларировать использование ИИ как описано здесь: https://www.hse.ru/studyspravka/ai_guidelines_pps, в пункте "Как студенты должны декларировать использование ИИ виды письменных учебных работ...". Отнеситесь к этому описанию серьезно, т.к. на его основе будет экспертно оцениваться степень применения вашего естественного интеллекта и формирования предусмотренных заданием навыков, а также оценка за задание. В случае выявления незадекларированного использования ИИ за работу выставляется 0 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.1 * Активность + 0.3 * Домашнее задание + 0.5 * Проект + 0.1 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Stadtler, H., & Kilger, C. (2008). Supply Chain Management and Advanced Planning : Concepts, Models, Software, and Case Studies (Vol. 4th ed). Berlin: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=256250
  • Управление цепями поставок в цифровой экономике : учебник для вузов / под общей редакцией В. И. Сергеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 1005 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19672-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/569133 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Продвинутое" планирование и расписания (AP&S) в производстве и цепочках поставок, Мауэргауз, Ю. Е., 2012
  • Ali Allahverdi, Erwin Pesch, Michael Pinedo, & Frank Werner. (2018). Scheduling in manufacturing systems: new trends and perspectives. International Journal of Production Research, (19), 6333. https://doi.org/10.1080/00207543.2018.1504252
  • Michael L. Pinedo. (2016). Scheduling : Theory, Algorithms, and Systems: Vol. Fifth edition. Springer.
  • Моделирование цепи поставок, Шапиро, Дж., 2006
  • Планирование и моделирование цепи поставок : учебно - практическое пособие, Бочкарев, А. А., 2008
  • Планирование продаж и операций : практ. рук., Уоллас, Т., 2010
  • Прогнозирование: принципы и практика, Хайндман, Р., 2023
  • Управление цепями поставок : пер. с англ., , 2008

Авторы

  • Заходякин Глеб Викторович