Бакалавриат
2025/2026





Земные сферы: палеогеография и ландшафтная экология
Статус:
Курс обязательный (География глобальных изменений и геоинформационные технологии)
Где читается:
Факультет географии и геоинформационных технологий
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Курс является частью обязательной программы для студентов направления «География глобальных изменений и геоинформационные технологии». Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания в области физической географии. Основная цель курса — познакомить студентов с ключевыми проблемами и методами палеогеографии и ландшафтной экологии, а также их применением в исследовании глобальных и региональных изменений природной среды и климата. Курс формирует у студентов системное понимание структурно-функциональной организации ландшафтного покрова с позиций теории экосистем, а также представлений об иерархии и масштабе.
В результате изучения дисциплины студенты приобретают базовые знания об истории развития основных компонентов ландшафта: покровного оледенения, лессового покрова, криолитозоны, растительности, почв и животного мира в позднем плейстоцене и голоцене. В рамках курса рассматриваются современные подходы к периодизации событий позднего плейстоцена и голоцена на территории России и сопредельных стран. Особое внимание уделяется установлению взаимосвязей между современной структурой ландшафта и его эволюционным прошлым. В процессе обучения студенты развивают навыки анализа изменений ландшафтов и их компонентов под воздействием природных и антропогенных факторов. Полученные знания и умения необходимы для оценки и прогнозирования глобальных и региональных изменений природной среды, а также их последствий.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Земные сферы: палеогеография и ландшафтная экология» являются: знакомство с проблемами и методами палеогеографии и ландшафтной экологии, их использованием в изучении глобальных изменений природной среды, климата и природопользования.
Планируемые результаты обучения
- Осмысляет общие закономерности изменений климата и ландшафтов в плейстоцене и голоцене
- Применяет методические подходы, термины, понятия палеогеографии
- Анализирует и сопоставляет разнообразные материалы палеогеографических исследований, интегрирует палеогеографическую, картографическую информацию и данные дистанционного зондирования Земли.
- Анализирует историю развития природной среды регионов России и мира в плейстоцене и голоцене.
- Оценивает и прогнозирует глобальные и региональные изменения климата и природной среды и их последствия на основе научных теорий и концепций палеогеографии и ландшафтной экологии.
- Анализировать внутреннюю структуру и особенности функционирования природных геосистем на различных масштабных уровнях.
- Анализирует структуру географических ландшафтов с учётом их иерархичности и полимасштабности, интерпретирует временные характеристики и динамические изменения природных комплексов.
- Анализировать свойства абиогенных компонентов ландшафта, понимать их влияние на биогенные компоненты.
- Понимать и применять концепцию полиструктурности географического ландшафта, выделять и характеризовать его основные структурные уровни.
- Знаком с концепцией природно-антропогенных ландшафтов.
- Применяет концепцию полиструктурности географического ландшафта, выделять и характеризовать его основные структурные уровни.
- Анализирует свойства абиогенных компонентов ландшафта, понимать их влияние на биогенные компоненты.
- Анализирует свойства абиогенных компонентов ландшафта, понимает их влияние на биогенные компоненты.
- Решает задачи анализа экологических и ландшафтных процессов на разных структурно-иерархических и пространственных уровнях
- Осознает и применяет основные понятия и концепции современной ландшафтной экологии
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1
- Тема 2
- Тема 3
- Тема 4
- Тема 5
- Тема 6
- Тема 7
- Тема 8
- Тема 9
- Тема 10
- Тема 11
- Тема 12
- Тема 13
- Тема 14
- Тема 15
- Тема 16
- Тема 17
- Тема 18
- Тема 19
Элементы контроля
- Домашняя работа 1Домашняя работа по Теме 2
- Домашняя работа 2Домашняя работа по Теме 4
- Домашняя работа 3Домашняя работа по Теме 5
- Домашняя работа 4Домашняя работа по Теме 6
- Домашняя работа 5Домашняя работа по Теме 7
- Работа на семинаре
- Экзамен 3 модуль
- Практическая работа 1.Студенты выполняют индивидуальную практическую работу.
- Практический проект 2.Проект представляет собой последовательность заданий, объединенных одной условной территорией. Каждое выполненное задание обеспечивает возможность выполнить следующую задачу.
- Экзамен 4 модуль
- Домашнее задание 6
- Домашнее задание 7
- Домашнее задание 8
- Домашнее задание 9
- Работа на семинаре, 4 модуль
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.1 * Домашняя работа 1 + 0.1 * Домашняя работа 2 + 0.1 * Домашняя работа 3 + 0.1 * Домашняя работа 4 + 0.1 * Домашняя работа 5 + 0.2 * Работа на семинаре + 0.3 * Экзамен 3 модуль
- 2025/2026 4th module0.05 * Домашнее задание 6 + 0.05 * Домашнее задание 7 + 0.05 * Домашнее задание 8 + 0.05 * Домашнее задание 9 + 0.1 * Практическая работа 1. + 0.1 * Практический проект 2. + 0.2 * Работа на семинаре, 4 модуль + 0.4 * Экзамен 4 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Applied landscape ecology, , 2019
- Complexity in landscape ecology, , 2020
- Essentials of landscape ecology, With, K. A., 2019
- Landscape ecology in theory and practice : pattern and process, Turner, M., 2015
- Monica G. Turner, & Robert H. Gardner. (2015). Landscape Ecology in Theory and Practice : Pattern and Process (Vol. 2nd ed. 2015). Springer.
- Spatial and landscape ecology, Vedder, A., 2017
- Мельник, О. А. Агроландшафтная экология : учебное пособие / О. А. Мельник. — Краснодар : КубГАУ, 2019. — 90 с. — ISBN 978-5-907247-77-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171556 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.