• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Интеграция, визуализация и анализ пространственных данных: основы пространственного анализа

Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина является обязательной для всех студентов образовательной программы «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» и основана на базовых знаниях в области географии, информатики и статистики, полученных студентами на первом курсе. Обучение направлено на формирование и развитие навыков работы с настольными географическими информационными системами (ГИС) для визуализации пространственных процессов и явлений реального мира, анализа и моделирования пространственных взаимосвязей и подготовки готовых картографических продуктов. В ходе обучения последовательно рассматриваются методы сбора и редактирования пространственных данных, современные возможности визуализации картографической информации, а также публикации готовых карт и приложений. Изучение моделей пространственного анализа поэтапно раскрывает возможности ГИС, начиная от базового анализа близости, наложения и пригодности, и заканчивая моделированием в 3D (анализ видимости и освещенности объектов, кубы пространство-время) и сетевым анализом (транспортное моделирование, сетевые гравитационные модели). Также рассматриваются статистические методы обработки данных и модели прогнозирования (анализ горячих точек, анализ кластеров и выбросов, регрессионный анализ). В рамках семинарских занятий студенты выполняют практические задания, охватывающие весь процесс — от сбора и визуализации данных до их комплексного многофакторного анализа, интерпретации и публикации полученных результатов. Знания и навыки, приобретенные в результате освоения данного курса, необходимы для дальнейшего изучения дисциплин, связанных с пространственным моделированием, статистическим анализом и прогнозированием, а также для успешного выполнения проектных и квалификационных работ в области географических исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование базовых знаний о методах загрузки данных из различных источников в БГД и последующего их оформления и редактирования в настольных ГИС
  • Изучение возможностей автоматизации рабочих процессов в ГИС, создания сложных моделей обработки географических данных (Model Builder)
  • Освоение методов генерализации данных для создания карт различных масштабов и целей
  • Получение навыков подготовки и анализа растровых данных, включая различные методы интерполяции, возможности создания производных поверхностей из ЦМР, использование Алгебры карт для извлечения областей растровых данных по условиям
  • Освоение методов и получение практического опыта моделирования пригодности территории: бинарное, взвешенное, нечеткое наложение
  • Изучение возможностей использования инструментов пространственной статистики (описательной и индуктивной), включая кластеризацию, анализ горячих точек и выбросов, регрессионный анализ;
  • Освоение методов 3D-анализа и моделирования объектов реального мира, способов создания, анализа и визуализации данных в виде кубов Пространство-Время в 2D и 3D
  • Формирование навыков моделирования и анализа транспортных сетей, изучение методов измерения пространственно-временной доступности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты анализируют данные и применяют методы геовизуализации для компоновки карт и выбора картографических проекций.
  • Студенты создают карты различных масштабов, применяя различные методы генерализации.
  • Студенты применяют различные методы отображения как растровых, так и векторных данных, используют различные типы классификации данные.
  • Студенты осваивают преимущества веб-ГИС и создают веб-карты, используя такие платформы, как Flexgis.
  • Студенты анализируют близость между векторными объектами, применяя различные методы вычисления расстояний.
  • Студенты используют инструменты наложения и анализируют поведение атрибутов при наложении векторных объектов.
  • Студенты используют инструменты простого и сложного редактирования объектов (топология карты, топология БГД) для поддержания топологической корректности данных.
  • Студенты анализируют детерминированные и геостатистические методы интерполяции, применяя их к различным данным.
  • Студенты создают производные поверхности по цифровым моделям рельефа, поверхности накопленного расстояния, использую выражения алгебры карт.
  • Студенты создают модели пригодности, применяя бинарное, взвешенное и нечеткое наложение.
  • Студенты анализируют пространственное распределение данных, используют методы кластеризации данных, анализа горячих точек и выбросов.
  • Студенты создают, визуализируют и анализируют данные в формате кубов Пространство-Время (в 2D и 3D).
  • Студенты анализируют зависимости переменных и интерпретируют результаты регрессионного анализа (МНК).
  • Студенты создают стратиграфические поверхности и выполняют анализ в 3D.
  • Студенты применяют принципы создания и визуализации поверхностей на основе нерегулярных триангуляционных сетей (TIN) в 2D и 3D.
  • Студенты анализируют транспортные сети и применяют методы измерения пространственно-временной доступности, решают задачи выбора оптимального местоположения объекта с учетом транспортной сети.
  • Студенты загружают, редактируют и интегрируют данные из различных источников в настольные ГИС, а также преобразовывают данные в формат, пригодный для анализа.
  • Студенты используют такие инструменты автоматизации, как Model Builder и Python, для оптимизации процессов подготовки данных к анализу и создания автоматизированных рабочих процессов.
  • Студенты создают выборки и запросы к пространственным и непространственным данным, применяя SQL-запросы, извлекают векторные и растровые данные на основе заданных критериев.
  • Студенты преобразовывают непространственные табличные данные в пространственные объекты, добавляют атрибутивную информацию, настраивают связи и отношения между таблицами.
  • В ходе лекций и семинаров студенты осваивают теоретические основы и развивают практические навыки работы с пространственными данными. Выполнение самостоятельных заданий способствует углублению и закреплению приобретенных знаний и умений.
  • Тестирование, проводимое по завершении второго модуля, оценивает знания, приобретенные в процессе изучения первого и второго модулей.
  • Уровень усвоения знаний и навыков, приобретенных в ходе курса, а также способность студентов применять полученные теоретические и практические знания в решении задач.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в пространственный анализ.
  • Тема 1. Начало работы с настольными ГИС, источники данных, методы их сбора, базовое редактирование.
  • Тема 2. Выбор объектов по атрибутивным и пространственным критериям.
  • Тема 3. Подготовка табличных данных к анализу.
  • Тема 4. Автоматизация аналитических процессов.
  • Тема 5. Визуализация географической информации.
  • Тема 6. Генерализация.
  • Тема 7. Визуализация данных. Способы отображения в ГИС.
  • Тема 8. Веб-ГИС. Платформы для создания веб-карт.
  • Тема 9. Анализ близости и наложения.
  • Тема 10. Анализ наложения.
  • Тема 11. Топологическое редактирование.
  • Тема 12. Интерполяция.
  • Тема 13. Использование растровых данных в анализе.
  • Тема 14. Моделирование пригодности.
  • Тема 15. Статистический анализ пространственных данных (основы). Кластеризация.
  • Тема 16. Кубы Пространство-Время.
  • Тема 17. Регрессионный анализ.
  • Тема 18. 3D-анализ.
  • Тема 19. Моделирование поверхностей в ГИС.
  • Тема 20. Моделирование и анализ транспортных сетей.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Homework
  • неблокирующий Посещаемость
  • блокирует часть оценки/расчета Тест по результатам обучения в 1 и 2 модулях
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.25 * Homework + 0.25 * Homework + 0.05 * Посещаемость + 0.05 * Посещаемость + 0.4 * Тест по результатам обучения в 1 и 2 модулях
  • 2025/2026 4th module
    0.25 * Homework + 0.25 * Homework + 0.05 * Посещаемость + 0.05 * Посещаемость + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 9780429874901 - Kraak, Menno-Jan; Ormeling, Ferjan - Cartography: Visualization of Geospatial Data, Fourth Edition - 2009 - Routledge - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=2409216 - nlebk - 2409216
  • 9781483287928 - MacEachren, Alan M.; Taylor, D. R. F. - Visualization in Modern Cartography - 1994 - Elsevier - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=944207 - nlebk - 944207
  • Applied regression : an introduction, Lewis-Beck, M. S., 1980
  • Applied regression analysis and generalized linear models, Fox, J., 2008
  • Applied Regression Analysis, Linear Models, and Related Methods, Fox, J., 1997
  • Applied regression modeling, Pardoe, I., 2012
  • Cartography : visualization of geospatial data, Kraak, M.-J., 2010
  • Cartography: The Ideal and Its History, Edney, M., 2019
  • Cartography: Visualization of spatial data. (2010). Guilford Publications.
  • Data analysis and approximate models : model choice, location-scale, analysis of variance, nonparametric regression and image analysis, Davies, L., 2014
  • Fundamentals of information systems, Stair, R. M., 2014
  • How maps work : representation, visualization, and design, MacEachren, A. M., 2004
  • Knowledge discovery in spatial data, Leung, Y., 2010
  • Вероятность и статистика в примерах и задачах. Т. 1: Основные понятия теории вероятностей и математической статистики, Кельберт, М. Я., 2007
  • Картография : визуализация геопространственных данных, Краак, М. - Я., 2005
  • Картография : учебник для вузов, Берлянт, А. М., 2014
  • Методы и практика пространственного анализа : с примерами решения в ArcGIS, GeoDa и GeoDa Space, Грекусис, Д., 2021

Авторы

  • Анискина Татьяна Андреевна
  • Третьяченко Дарья Александровна