• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Научно-исследовательский семинар "Научные коммуникации"

Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

НИС «Научные коммуникации» включает 44 часа занятий, направленных на освоение подходов, методов и инструментов, направленных на популяризацию и продвижение научных знаний, разработок, команд или экспертов. Программа включает шесть тематических блоков: 1) научные коммуникации и научный брендинг; 2) работа с научно-популярными медиактекстами (текст, фото, аудио, видео), журналистами СМИ и блогерами; 3) нестандартные форматы продвижения и популяризации; 4) публичные выступления; 5) правила составления резюме и грантовых заявок; 6) психология и этика общения. Типологии личностей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение обучающимися актуальных теоретических знаний и развитие практических навыков в области создания и работы с научно-популярными медиатекстами, эффективного использования различных подходов и инструментов популяризации и продвижения научных идей, разработок, команд, экспертов, а также технологий и методов межличностной коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • определяет основные этапы и принципы обеспечения информационной поддержки проекта или продукта
  • разрабатывает коммуникационную кампанию с учетом имеющихся ресурсов
  • создает научно-популярный контент в разных жанрах и медиаформатах (текст, фото, аудио, видео)
  • определяет алгоритмы организации публикаций и продвижения научно-популярного контента
  • приобретает и развивает навыки публичного выступления
  • составляет резюме
  • определяет особенности грантовой заявки, и непосредственно заполняет грантовую заявку
  • понимает основные этапы и принципы обеспечения информационной поддержки проекта или продукта
  • разрабатывает коммуникационную кампанию
  • создает научно-популярный контент в разных жанрах и медиаформатах: текст, фото, аудио, видео.
  • знает алгоритмы организации публикаций и продвижения научно-популярного контента
  • знает принципы и правила публичных выступлений
  • обеспечивает информационную поддержку проекта или продукта, понимая основные этапы и принципы
  • cоставляет CV, резюме и мотивационное письмо
  • заполняет грантовую заявку
  • понимает основы психологии коммуникаций и эффективного общения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Научные коммуникации и научный брендинг
  • Тема 2. Работа с научно-популярными медиактекстами (текст, фото, аудио, видео), журналистами СМИ и блогерами. Возможности и ограничения искусственного интеллекта для создания контента
  • Тема 3. Нестандартные форматы продвижения и популяризации
  • Тема 4. Публичные выступления
  • Тема 5. Правила составления резюме и грантовых заявок
  • Тема 6. Психология и этика общения. Типологии личностей
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическая работа 1 «Выбор и обоснование каналов и способов продвижения проекта, команды или темы»
    Работа «Выбор и обоснование каналов и способов продвижения проекта, команды или темы» заключается в следующем: 1) определить объект, цель и задачи продвижения; 2) выбрать и обосновать не менее четырех каналов и способов продвижения; 3) для двух каналов или способов продвижения составить план продвижения с указанием целей, показателей эффективности, периодов их достижения, инструментов, набором действий.
  • неблокирующий Практическая работа 2 «Создание научного пресс-релиза»
    Работа «Создание научного пресс-релиза» заключается в следующем: написать пресс-релиз по теме, связанной с дипломной работой учащегося или по научной статье (изданной или планируемой к выпуску).
  • неблокирующий Практическая работа 3 «Разработка научно-популярных проектов с использованием игровых механик»
    Работа «Разработка научно-популярных проектов с использованием игровых механик» заключается в следующем: 1) определить тему, формат проекта и целевую аудиторию; 2) разработать содержание проекта с использованием игровых механик. Выполняется в малой группе до 4-х человек. Выполняется только в аудиторные часы на семинарах без возможности подготовки и сдачи вне занятия.
  • неблокирующий Посещаемость
    Учащиеся, которые присутствуют очно на занятиях, получают определенное число баллов по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Практическая работа 4 «Создание ядра заявки для участия в конкурсе проектов РНФ»
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.2 * Посещаемость + 0.2 * Практическая работа 1 «Выбор и обоснование каналов и способов продвижения проекта, команды или темы» + 0.3 * Практическая работа 2 «Создание научного пресс-релиза» + 0.1 * Практическая работа 3 «Разработка научно-популярных проектов с использованием игровых механик» + 0.2 * Практическая работа 4 «Создание ядра заявки для участия в конкурсе проектов РНФ»
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 15067 - Б.Тренч; М.Букки - Пособие по общественным связям в науке и технологиях - 9785961451245 - Alpina - Альпина нон-фикшн - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/15067
  • Брендинг : учебник и практикум для прикладного бакалавриата, Карпова, С. В., 2016
  • Вам слово! Выступление без волнения, Зверева, Н., 2024
  • Думай медленно... решай быстро, Пер. с англ. А. Андреева, Ю. Деглиной, Н. Парфеновой ; Оформ. дизайн-студии "Три кота" ; Фото на задней стороне обл. Jon Roemer, 653 с., Канеман, Д., 2023
  • Кастельс, М. Власть коммуникации : учебное пособие / М. Кастельс , под редакцией А. И. Черных , перевод с английского А. А. Архиповой. — 3-е изд. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 591 с. — ISBN 978-5-7598-2119-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173399 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Культурные коды экономики : как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа, Аузан, А. А., 2024
  • Кульчицкая, Д. Ю. Новые медиа в глобальном мире : учебное пособие / Д. Ю. Кульчицкая. — Москва : Аспект Пресс, 2021. — 141 с. — ISBN 978-5-7567-1133-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176636 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир, пер. с англ. С. Кировой, 4-е изд., 328 с., Каптерев, А., 2016
  • Новые правила деловой переписки, Ильяхов, М., 2024
  • Пиши, сокращай 2025 : как создавать сильный текст, Ильяхов, М., 2025
  • Позиционирование, битва за узнаваемость, 20-е изд., юбилейное, 256 с., Райс, Э., Траут, Д., 2003
  • Пособие по общественным связям в науке и технологиях, , 2018
  • Психология коммуникаций, Болотова, А. К., 2015
  • Современная пресс-служба : учебник для вузов, Гнетнев, А. И., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 23999 - Alpina - Легкий текст: Как писать тексты, которые интересно читать и приятно слушать - Н.Зверева; С.Иконникова - Альпина Паблишер - 9785961480184 - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/23999
  • TED TALKS. Слова меняют мир. Первое официальное руководство по публичным выступлениям, Андерсон, К., 2023
  • Бизнес-презентация : рук. по подгот. и проведению, Желязны, Д., 2005
  • Все и разум : научное мышление для решения любых задач, Най, Б., 2018
  • Все о резюме, Пташник, Т.М., 2006
  • Деловое общение по-английски : резюме, переписка, переговоры: учеб. пособие, Овчинникова, И. М., 2012
  • Искусство монтажа : путь фильма от первого кадра до кинотеатра, Мерч, У., 2023
  • Конфликтология : учеб. пособие для вузов, Светлов, В. А., 2011
  • Корпоративная презентация. Как продать идею за 10 слайдов, 296 с., Лазарев, Д., 2012
  • Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст, Ильяхов, М., 2021
  • Самопрезентация, Михайлова, Е.В., 2007

Авторы

  • Пупышева Надежда Васильевна