Магистратура
2025/2026





Unit-экономика IT продукта
Статус:
Курс по выбору (Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте)
Где читается:
Факультет компьютерных наук
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Павлочев Николай Александрович
Язык:
русский
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Unit-экономика IT-продукта» призвана познакомить студентов с основами экономического анализа цифровых продуктов, а именно бизнес-моделированием, метриками эффективности (LTV, CAC, ROI) и подходами к их расчету, принципами юнит-экономики и финансового моделирования. С помощью анализа кейсов и расчётов ключевых показателей, планируется сформировать у студентов практические навыки оценки прибыльности и масштабируемости продукта.
Цель освоения дисциплины
- Формирование «экономического» мышления продакт-менеджера, способного оценивать эффективность продукта, строить базовые финансовые модели и использовать метрики для принятия управленческих решений.
Планируемые результаты обучения
- Знать ключевые продуктовые и экономические метрики, а именно LTV, CAC, ROI, ARPU, churn, точка безубыточности, а также уметь объяснить различия B2B/B2C/B2G экономики.
- Уметь рассчитывать юнит-экономику, а именно выбирать «юнит» для анализа, строить простые финансовые модели продукта (P&L, прогноз доходов и расходов).
- Уметь готовить продуктовую отчётность для бизнеса и инвесторов, в том числе собирать и интерпретировать ключевые показатели, формировать дашборды и краткие отчёты для принятия решений.
- Владеть навыками оценки и приоритезации продуктовых решений. Применять JTBD, Value Proposition Canvas, AARRR, RICE и другие фреймворки для анализа ценности и выбора направлений развития.
- Владеть навыками работы с монетизацией и ценообразованием. Разрабатывать и обосновывать ценовые модели (подписка, freemium, usage-based), понимать психологию ценообразования.
Содержание учебной дисциплины
- Экономика продукта
- Бизнес-модели и стратегия
- Примеры бизнес-моделей из практики
- Цепочка создания ценности
- Инструменты для описания ценности
- Приоритизация продуктовых решений
- Метрики продукта
- Юнит-экономика
- Прибыльность и масштабирование
- Экономика B2B/B2C/B2G продуктов
- Монетизация и ценообразование
- Финансовое моделирование и отчётность
Элементы контроля
- Контрольная работаПисьменная контрольная работа с расчётными и аналитическими заданиями.
- Домашнее заданиеРазбор аналитического кейса с онлайн-защитой его результатов
- ЭкзаменУстный экзамен по билетам (каждый билет — 2 теоретических вопроса + 1 практическое задание).
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 18540 - Alpina - Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели (краткое изложение) - Э.Рис - getAbstract - 9785961400077ga - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18540
- 351 - Alpina - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - А.Остервальдер; И.Пинье - Альпина Паблишер - 9785961423457 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/351
Рекомендуемая дополнительная литература
- Современный стратегический анализ. 11-е изд. - 978-5-4461-2370-4 - Грант Роберт - 2024 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/393771 - 393771 - iBOOKS
- Чан Ким - Стратегия голубого океана - 9785001002581 - МИФ - 2016 - https://hse.miflib.ru/#/book/17572 - 17572