• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Unit-экономика IT продукта

Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Unit-экономика IT-продукта» призвана познакомить студентов с основами экономического анализа цифровых продуктов, а именно бизнес-моделированием, метриками эффективности (LTV, CAC, ROI) и подходами к их расчету, принципами юнит-экономики и финансового моделирования. С помощью анализа кейсов и расчётов ключевых показателей, планируется сформировать у студентов практические навыки оценки прибыльности и масштабируемости продукта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование «экономического» мышления продакт-менеджера, способного оценивать эффективность продукта, строить базовые финансовые модели и использовать метрики для принятия управленческих решений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать ключевые продуктовые и экономические метрики, а именно LTV, CAC, ROI, ARPU, churn, точка безубыточности, а также уметь объяснить различия B2B/B2C/B2G экономики.
  • Уметь рассчитывать юнит-экономику, а именно выбирать «юнит» для анализа, строить простые финансовые модели продукта (P&L, прогноз доходов и расходов).
  • Уметь готовить продуктовую отчётность для бизнеса и инвесторов, в том числе собирать и интерпретировать ключевые показатели, формировать дашборды и краткие отчёты для принятия решений.
  • Владеть навыками оценки и приоритезации продуктовых решений. Применять JTBD, Value Proposition Canvas, AARRR, RICE и другие фреймворки для анализа ценности и выбора направлений развития.
  • Владеть навыками работы с монетизацией и ценообразованием. Разрабатывать и обосновывать ценовые модели (подписка, freemium, usage-based), понимать психологию ценообразования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экономика продукта
  • Бизнес-модели и стратегия
  • Примеры бизнес-моделей из практики
  • Цепочка создания ценности
  • Инструменты для описания ценности
  • Приоритизация продуктовых решений
  • Метрики продукта
  • Юнит-экономика
  • Прибыльность и масштабирование
  • Экономика B2B/B2C/B2G продуктов
  • Монетизация и ценообразование
  • Финансовое моделирование и отчётность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная контрольная работа с расчётными и аналитическими заданиями.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Разбор аналитического кейса с онлайн-защитой его результатов
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен по билетам (каждый билет — 2 теоретических вопроса + 1 практическое задание).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 18540 - Alpina - Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели (краткое изложение) - Э.Рис - getAbstract - 9785961400077ga - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18540
  • 351 - Alpina - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - А.Остервальдер; И.Пинье - Альпина Паблишер - 9785961423457 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/351

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Современный стратегический анализ. 11-е изд. - 978-5-4461-2370-4 - Грант Роберт - 2024 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/393771 - 393771 - iBOOKS
  • Чан Ким - Стратегия голубого океана - 9785001002581 - МИФ - 2016 - https://hse.miflib.ru/#/book/17572 - 17572

Авторы

  • Меликян Алиса Валерьевна
  • Павлочев Николай Александрович
  • Яковлева Илона Александровна