• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Количественные методы в коммуникациях

Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Конча Валерия
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает освоение студентами инструментов сбора, анализа и интерпретации количественных данных, применяемых в сфере коммуникаций. В рамках курса студенты знакомятся с основами статистического анализа, методами проведения опросов, контент-анализа и экспериментов и принципами работы с большими массивами данных. Особое внимание уделяется практическому применению количественных методов для изучения общественного мнения, эффективности коммуникационных стратегий и измерения влияния медиаконтента. Курс формирует навыки использования современных цифровых инструментов и аналитических платформ, необходимых для принятия обоснованных управленческих решений в области коммуникаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о роли количественных методов в социальных и коммуникационных исследованиях, ознакомить с базовыми принципами статистики, развить практические навыки применения основных методов сбора и анализа данных и представления результатов в формате отчетов для государственных структур и НКО
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Применяет современные количественные методы для задач государственных структур и НКО, в том числе цифровые методы анализа данных (онлайн-опросы, анализ текстов, сетевой анализ);
  • Формулирует исследовательские гипотезы для социальных данных;
  • Создает анкету, используя различные типы вопросов и шкал измерения;
  • Выявляет ошибки в опросных инструментах и обосновывает способы их минимизации; Рассчитывает объем выборки, оценивает корректность ее формирования и репрезентативность;
  • Анализирует ошибки выборки и их влияние на результаты исследования, взаимосвязи между переменными с помощью корреляции и регрессии, а также возможности использования языковых моделей и других современных алгоритмов в коммуникационных исследованиях.
  • Интерпретирует статистические показатели и графические представления данных. Разрабатывает базовый экспериментальный дизайн (переменные, контрольные группы, рандомизация)
  • Оценивает возможности и ограничения каузальных выводов из количественных данных;
  • Аргументирует необходимость соблюдения этических принципов при сборе данных.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в статистику и данные.
  • Тема 2. Выборка и статистический вывод.
  • Тема 3. Проверка гипотез.
  • Тема 4. Взаимосвязи между переменными.
  • Тема 5. Опрос как инструмент для сбора данных
  • Тема 6. Введение в экспериментальный дизайн I
  • Тема 7. Введение в экспериментальный дизайн II
  • Тема 8. Современные методы для решения коммуникационных и социологических задач
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Серия заданий по ключевым темам курса. Каждое задание предполагает либо решение практических задач с данными и интерпретацию результатов в текстовой форме, либо теоретические вопросы. Домашние задания разрешается сдавать с опозданием в один день, при этом со штрафом в 1 балл за день просрочки дедлайна.
  • неблокирующий Тесты на семинарах
    Короткие проверочные задания по пройденным темам. Если студент пропускает занятие, то данный элемент контроля возможно досдать в индивидуальном порядке по согласованию с преподавателем. Пересдача тестов не предусмотрена.
  • неблокирующий Лабораторная работа
    Индивидуальное практическое задание с использованием реального датасета (опрос или эксперимент). Студент должен провести базовую обработку: очистку данных, описательную статистику, проверку одной гипотезы (например, t-тест или корреляция) и визуализацию результатов. Студентом предоставляется отчет с интерпретациями и код
  • неблокирующий Финальный проект
    Итоговый проект по курсу, является экзаменом и проводится в сессионную неделю. Проект предполагает групповую (не более 3 человек) или индивидуальную работу (на выбор студента), включающую полный цикл мини-исследования: формулировку исследовательского вопроса, разработку анкеты или дизайна эксперимента, стратегию сбора данных (или работу с готовым датасетом), анализ и интерпретацию результатов. Проект студенты представляются в формате защиты презентации.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.29 * Домашние задания + 0.2 * Лабораторная работа + 0.21 * Тесты на семинарах + 0.3 * Финальный проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 9781292034898 - Agresti, Alan; Finlay, Barbara - Statistical Methods for the Social Sciences - 2014 - Pearson - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1418314 - nlebk - 1418314

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Babbie, E. R. (2016). The Practice of Social Research: Vol. Fourteenth editon. Cengage Learning.

Авторы

  • Лютикова Алина Павловна