Бакалавриат
2025/2026



Дезинформация и информационный шум в цифровую эпоху
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Фролов Алексей Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс направлен на изучение информационного шума как явления современного медиапространства, непрерывного потока сообщений, формирующего представления человека о мире. Будет рассмотрена роль пропаганды, как инструмента управления массовым сознанием, дезинформация и фейки как инструмент воздействия на сознание массовой аудитории и как элемент информационной войны, а также механизмы создания и признаки фейковой информации. Студенты разберут кейсы с самыми громкими фейками и дезинформационными кампаниями, проанализируют механизм ведения гибридных войн и информационных кампаний. Все это сформирует у слушателей курса умение определять дезинформацию и пояснять, как она функционирует.
Цель освоения дисциплины
- Научиться на практике в информационном поле находить и определять информационный шум, дезинформацию и фейки.
- Различать дезинформацию и пропаганду.
- Получить навыки проверки информации для распознавания дезинформации и определять цели ее создания.
- Получить представления о механизмах работы дезинформации, фейков, как они создаются, какие каналы распространения используются для эффективного воздействия на аудиторию, как планируются и осуществляются гибридные войны и информационные кампании.
- Сформировать понимание способов противодействия дезинформации и информационному шуму в современном цифровом пространстве.
Планируемые результаты обучения
- Отличает информационный шум, дезинформацию и фейки от ценной объективной информации;
- Разбирается в работе механизмов создания дезинформационных кампаний и их функциях;
- Понимает цели производства фейковой информации;
- Определяет целевую аудиторию, на которую рассчитано воздействие дезинформационных кампаний.
Содержание учебной дисциплины
- Коммуникации и информационный шум.
- Пропаганда, дезинформация. Их функции и формы в цифровую эпоху.
- Особенности массового восприятия информации.
- Массовое сознание. Упрощение и апеллирование к шаблонам. Медиа как инструмент власти и управления.
- Особенности инфошума, постправда и проблема доверия к источникам и институтам.
- Алгоритмы и платформы.
- Информационные (дезинформационные) кампании. Гибридная война.
- Медиаграмотность и цифровая гигиена.
- Конспирология и критическое мышление.
- Искусственный интеллект и трансформация информационного пространства.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.25 * Домашнее задание 1 + 0.25 * Домашнее задание 2 + 0.3 * Домашнее задание 3 + 0.2 * Работа на семинарах