• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Дезинформация и информационный шум в цифровую эпоху

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на изучение информационного шума как явления современного медиапространства, непрерывного потока сообщений, формирующего представления человека о мире. Будет рассмотрена роль пропаганды, как инструмента управления массовым сознанием, дезинформация и фейки как инструмент воздействия на сознание массовой аудитории и как элемент информационной войны, а также механизмы создания и признаки фейковой информации. Студенты разберут кейсы с самыми громкими фейками и дезинформационными кампаниями, проанализируют механизм ведения гибридных войн и информационных кампаний. Все это сформирует у слушателей курса умение определять дезинформацию и пояснять, как она функционирует.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научиться на практике в информационном поле находить и определять информационный шум, дезинформацию и фейки.
  • Различать дезинформацию и пропаганду.
  • Получить навыки проверки информации для распознавания дезинформации и определять цели ее создания.
  • Получить представления о механизмах работы дезинформации, фейков, как они создаются, какие каналы распространения используются для эффективного воздействия на аудиторию, как планируются и осуществляются гибридные войны и информационные кампании.
  • Сформировать понимание способов противодействия дезинформации и информационному шуму в современном цифровом пространстве.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Отличает информационный шум, дезинформацию и фейки от ценной объективной информации;
  • Разбирается в работе механизмов создания дезинформационных кампаний и их функциях;
  • Понимает цели производства фейковой информации;
  • Определяет целевую аудиторию, на которую рассчитано воздействие дезинформационных кампаний.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Коммуникации и информационный шум.
  • Пропаганда, дезинформация. Их функции и формы в цифровую эпоху.
  • Особенности массового восприятия информации.
  • Массовое сознание. Упрощение и апеллирование к шаблонам. Медиа как инструмент власти и управления.
  • Особенности инфошума, постправда и проблема доверия к источникам и институтам.
  • Алгоритмы и платформы.
  • Информационные (дезинформационные) кампании. Гибридная война.
  • Медиаграмотность и цифровая гигиена.
  • Конспирология и критическое мышление.
  • Искусственный интеллект и трансформация информационного пространства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • блокирующий Домашнее задание 3
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.25 * Домашнее задание 1 + 0.25 * Домашнее задание 2 + 0.3 * Домашнее задание 3 + 0.2 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2020
  • История и теория медиа, Кирия, И. В., 2020

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Формирование общественного мнения, Бернейс, Э., 2023

Авторы

  • Фролов Алексей Александрович
  • Левенец Анастасия Александровна