• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Теория литературы

Статус: Курс обязательный (Филология)
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Теория литературы» является обязательным курсом. Ее задача – познакомить студентов с ключевыми теоретическими концепциями, предлагающими различные методы и подходы к исследованию литературного текста и литературного процесса (такими, как формализм, структурализм, семиотика, постструктурализм, феноменология, рецептивная эстетика, социологические и культурно-исторические подходы к тексту и др.). Это знание позволит сформировать навыки устного и письменного анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением разных подходов (как традиционно относящихся к филологии, так и принадлежащих смежным дисциплинам и научным областям) и разовьет у студентов комплексный подход к литературному тексту и гуманитарному знанию, научит помещать текст в многофокусную гуманитарную перспективу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • детальное знакомство студентов с важнейшими теоретическими концепциями, осмысляющими литературу
  • формирование у студентов навыков устного и письменного анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением различных методик анализа
  • развитие у студентов комплексного подхода к литературному тексту и гуманитарному знанию
  • развитие у студентов умения помещать текст в многофокусную гуманитарную перспективу
  • подготовка студентов к дальнейшей исследовательской деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать, понимать и уметь критически оценивать основные парадигмы гуманитарного знания ХХ века, осознавать область их применения к истории и теории литературы
  • ориентироваться в репертуаре современных теоретических подходов в филологической науке
  • применять к тексту различные теоретические подходы
  • знать, понимать и уметь критически оценивать основные парадигмы гуманитарного знания ХХ века, осознавать область их применения к истории и теории литературы
  • анализировать теоретические предпосылки и следствия филологических подходов
  • знать основные теоретические подходы к имманентному и контекстуальному анализу художественных текстов
  • знать основные этапы развития филологии и историю эволюции основных научных методов, применяемых в этой области
  • уметь ориентироваться в методах, инструментарии и теоретическом репертуаре филологии как науки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • "Большие" парадигмы
  • Постструктурализм и studies
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах в 3 модуле
    2-балльная система оценивания за каждый семинар – «система двух плюсов»: – за активную работу, проработанные и глубокие ответы студент получает 2 балла – «плюса»; – если работа не активная (1–2 качественных, но коротких комментария за все занятие) или если ответы поверхностные, студент получает 1 «плюс». «Плюсы» записываются в таблицу оценок и суммируются. Максимально можно накопить 10 «плюсов»-баллов. Работа на семинарах не подлежит пересдаче
  • неблокирующий Модульное эссе
    Письменная работа в формате короткого аналитического исследования объемом до 5 стр. на сессионной неделе после 3 модуля; 10-балльная система оценивания. Модульное эссе студенты имеют право пересдать, если получили по нему неудовлетворительную оценку. По решению преподавателя процедура оценивания письменных работ может включать устную беседу по содержанию написанного
  • неблокирующий Работа на семинарах в 4 модуле
    2-балльная система оценивания за каждый семинар – «система двух плюсов»: – за активную работу, проработанные и глубокие ответы студент получает 2 балла – «плюса»; – если работа не активная (1–2 качественных, но коротких комментария за все занятие) или если ответы поверхностные, студент получает 1 «плюс». «Плюсы» записываются в таблицу оценок и суммируются. Максимально можно накопить 10 «плюсов»-баллов. Работа на семинарах не подлежит пересдаче
  • неблокирующий Экзаменационное эссе
    Письменная работа в формате короткого аналитического исследования объемом до 5 стр. в конце 4 модуля; на нее, как и на модульное эссе, выделяется одна неделя; 10-балльная система оценивания. Экзаменационное эссе студенты имеют право пересдать, если получили по нему неудовлетворительную оценку. По решению преподавателя процедура оценивания письменных работ может включать устную беседу по содержанию написанного
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.3 * Модульное эссе + 0.2 * Работа на семинарах в 3 модуле + 0.2 * Работа на семинарах в 4 модуле + 0.3 * Экзаменационное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : учебное пособие / Б. В. Томашевский. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 334 с. — ISBN 978-5-9765-3575-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119092 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Глебова Дарья Сергеевна
  • Поселягин Николай Владимирович
  • Швец Анна Валерьевна