Бакалавриат
2025/2026


Ключевые тексты русской литературы
Статус:
Курс обязательный (Современная филология)
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
В процессе освоения дисциплины «Ключевые тексты русской литературы» студенты детально знакомятся с отдельными важнейшими текстами русской литературы XIX – XX вв., рассмотренными с привлечением максимального числа контекстов; формируют навыки устного и письменного анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением разных методик такого анализа; осваивают комплексный подход к литературному тексту и умение помещать его в многофокусную гуманитарную перспективу; готовятся к дальнейшей исследовательской деятельности. Осваиваются основные принципы «медленного чтения», имманентного и контекстуального анализа текстов русской классики; систематизируются представления о поэтике русской короткой прозы и поэзии XIX-XX вв., социокультурных и литературных контекстах разбираемых текстов. Студенты учатся видеть в текстах аллюзии и реминисценции из других текстов в синхронии и диахронии, различать биографические контексты, релевантные для понимания текста; сопоставлять и противополагать сюжеты и мотивы при анализе текстов. Формы контроля: работа на семинарах; домашняя письменная работа (в каждом модуле); экзамен.
Цель освоения дисциплины
- детальное знакомство студентов с отдельными важнейшими текстами русской литературы XIX – XX вв, рассмотренными с привлечением максимального числа контекстов
- формирование у студентов навыков устного и письменного анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением разных методик такого анализа;
- развитие у студентов комплексного подхода к литературному тексту и умения помещать его в многофокусную гуманитарную перспективу; подготовка к дальнейшей исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает основные журналы XIX века, знаком со списком ключевых сотрудников. Студент ориентируется в историко-литературном процессе XIX в. и понимает различия между изданиями начала века, 1840-х гг., “мрачного семилетия”, 1860-х, 1870-х с последующим переходам к более быстрым по сравнению с толстыми журналами форматам медиа.
- Студент знает и может объяснить, как обстоятельства создания, чтения, распространения, публикации текстов влияют на их содержание и формальные особенности.
- Студент умеет работать с нехудожественными архивными текстами, анализировать официальные документы, связанные с работой Цензурного комитета, а также переписку между редакторами и сотрудниками, редакторами и цензорами.
- Студент знаком с исследовательской литературой, касающейся разнообразных проблем бытования толстого журнала: издательское дело, цензура, привлечение подписчиков, привлечение сотрудников, экономические вопросы
- Студент владеет навыками самостоятельного конспектирования и реферирования научных статей, связанных с темами НИСа. Студент владеет навыками создания собственного исследования по избранной теме в рамках общей проблематики семинара; владеет навыками публичной презентации и обсуждения работы на семинаре, участия в научной дискуссии.
- Студенты знакомы с особенностями поэтики А. Блока, знают место его творчества в литературной традиции и литературном контексте эпохи.
- Студенты знакомы с рецепцией творчества Блока в поэзии его младших современников и потомков, ориентируются в основной научной литературе по теме.
Содержание учебной дисциплины
- Н.В. Гоголь "Арабески"
- Сборник "Физиология Петербурга"
- Третий том лирики А. А. Блока в контексте эпохи и в восприятии современников